About some sources for studying of Rus- sian musical art reforming process in 17th century

Николай Павлович Парфентьев

Аннотация


В результате деятельности мастеров-дидаскалов (теоретиков), собранных в Москве по ука-
зам царя Алексея Михайловича 1652 и 1669 гг., был переработан и отредактирован основной
музыкально-гимнографический материал церковно-певческих книг и усовершенствовано крю-
ковое нотное письмо. В ходе музыкальной реформы для более точного обозначения звуковысот-
ности было введено написание при невмах унифицированных буквенных киноварных помет
и штриховых признáков. Это свидетельствовало о том, что музыкальное мышление мастеров
певческого искусства из невменно-формульного трансформировалось к осознанию того, что
мелодия состоит из отдельных музыкальных «степéней» (ступеней). Все это также сблизило
древнерусскую и европейскую музыкальные теории и позволило в будущем осуществить
довольно быстрый переход к стилистически новому европеизированному искусству. Автор
рассматривает некоторые письменные источники, дающие возможность более обстоятельного
изучения практической деятельности мастеров по подготовке и проведению реформы, иссле-
дования теоретических принципов их редакторской работы.


Ключевые слова


древнерусское церковно-певческое искусство, музыкальная реформа в России XVII в., рукописные певческие книги, партесное пение.

Полный текст:

PDF

Литература


uschim uchit’sya peniyu (1670) [Alexander Mezenets

and others. Notification… to those who wish to learn singing

(1670)]. Publ. N.P. Parfentiev, Z.M. Guseynova. Chelyabinsk,

, 584 p.

GAYaO. Kol. Rukop. Inv. 1. № 459 (97).

GIM. Sin. Pev., № 219.

Opisaniye kollektsii rukopisey Gosudarstvennogo

arkhiva Yaroslavskoy oblasti XIV—XX vv. [Description

of the collection of manuscripts of the State Archives of

the Yaroslavl Region of the 14th — 20th centuries]. Sost.

V. V. Luk’yanov. — Yaroslavl’, 1957, pp. 88—89.

Parfentiev N.P., Parfentieva N.V. Russkiy raspevshchik

i muzykal’nyy teoretik XVII v. Faddey Nikitin Subotin i yego

novootkrytyye proizvedeniya [Russian scribe and music

theorist of the 17th century Faddey Nikitin Subotin and his

newly discovered works]. Pamyatniki kultury. Novye otkrytiya.

Ezhegodnik, 1987 [Monuments of culture. New discoveries.

Yearbook, 1987]. Moscow, 1988, pp. 138—149.




DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ssh190109

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.