К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ СТИМУЛОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРАВЕ

Мария Дмитриевна Мальцева

Аннотация


В статье проводится анализ различных подходов к определению понятия «правовой стимул». Производится сравнение между пониманием стимулов только как позитивных средств воздействия (например, льгот и поощрений) и расширением его объема посредством включения в него также и негативных средств воздействия (например, ограничений и ответственности). Делается вывод, что на законодательном уровне в сфере информационного права стимулы выражаются только в качестве позитивных средств. При этом независимо от того или иного подхода к пониманию «правового стимула», исследователи сходятся в его функциональной особенности – положительной правовой мотивации и правовом воздействии на поведение субъектов права и общественные отношения. В статье также рассматриваются различные точки зрения на роль стимулов в механизме правового регулирования: в качестве средства, метода правового регулирования и нормы права. Внешне выражаясь в норме права (норме-стимуле), правовой стимул играет роль инструмента, посредством которого достигаются социально полезные цели, то есть по своей сути является средством правового регулирования, не перерастая при этом в метод правового регулирования. 


Ключевые слова


правовой стимул, механизм правового регулирования, позитивные и негативные средства воздействия

Полный текст:

PDF

Литература


Алексеев, С. С. Теория права / С. С. Алексеев. – М.: Издательство БЕК, 1995. – 320 с.

Баранов, В. М. Поощрительные нормы советского социалистического права / В. М. Баранов. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1978. – 146 с.

Ведяхин, В. М. Правовые стимулы: понятия, виды / В. М. Ведяхин // Правоведение. – 1992. – № 1. – С. 50–55.

Глазырин, В. В. Хозрасчет. Труд. Стимулы / В. В. Глазырин. – М.: Знание, 1989. – 63 с.

Каринский, С. С. Материальные и мо-ральные стимулы в повышении производи-тельности труда / С. С. Каринский. – М.: Юридическая литература, 1966. – 224 с.

Константинова, В. С. Правовые вопросы материального стимулирования деятельности предприятий / В. С. Константинова. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 1981. – 104 с.

Конин, Н. М. Стимулирование в системе методов государственного хозяйственного управления / Н. М. Конин // Актуальные проблемы современной юридической науки. – 1978. – Ч. 1. – С. 109–112.

Курилов, В. И. Личность. Труд. Право / В. И. Курилов. – М.: Юрид. лит., 1989. – 336 с.

Малько, А. В. Теория государства и права: учебник / А. В. Малько, Н. И. Матузов. – М.: Юрист, 2004. – 472 с.

Малько, А. В. Стимулы и ограничения в праве / А. В. Малько. – М.: Юристъ, 2003. – 250 с.

Масевич, М. Г. Правовые вопросы материального стимулирования предприятий / М. Г. Масевич, Б. В. Покровский, М. К. Сулейменов. – Алма-Ата: Наука, 1972. – 232 с.

Мирошник, С. В. Правовые стимулы в российском законодательстве: дис. … канд. юрид. наук / С. В. Мирошник. – Ростов-на-Дону, 1997. – 167 с.

Нефагина, К. А. Понятие и сущность стимулирования в трудовом праве / К. А. Нефагина // Социальное и пенсионное право. – 2008. – № 3. – С. 10–13.

Отюцкая, Е. И. Стимулы и ограничения в энергосбережении: гражданско-правовой аспект: автореферат дис. … канд. юрид. наук / Е. И. Отюцкая. – Краснодар, 2012. – 25 с.

Пугинский, Б. И. Правовые средства обеспечения эффективности производства / Б. И. Пугинский. – М.: Юрид. лит., 1980. – 144 с.

Романович, А. Н. Стимулирование ис-

полнения хозяйственных договоров / А. Н. Романович, Е. А. Тихоненко. – Минск: Наука и техника, 1968. – 164 с.

Тихомиров, Ю. А. Закон, стимулы, экономика / Ю. А. Тихомиров.– М.: Юрид. лит., 1989. – 270 с.

Тихонравов, Ю. В. Основы филосо-фии права / Ю. В. Тихонравов. – М.: Вестник, 1997. – 608 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.14529/law170315

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.