Факторы развития акмеологического потенциала менеджера

Андрей Геннадьевич Кузнецов, Светлана Михайловна Селезнева

Аннотация


Представлены результаты анализа различных подходов к определению понятия «акмеологический потенциал личности» и описанию структуры этого потенциала. На примере психологического исследования деятельности менеджера рассматривается система личностных ресурсов таких специалистов, которая обеспечивает достижение ими профессионального успеха. Приводится определение акмеологического потенциала личности как динамической системы, включающей в себя ценностные, мотивационные, рефлексивные, оценочные, когнитивные и операциональные элементы. Представлены факторы и условия, влияющие на продуктивное развитие акмеологического потенциала личности менеджера в процессе постановки, достижения, накопления и оценки вершин профессионализма в условиях непрерывных обновлений окружающей среды. Описана система внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие акмеологического потенциала менеджера. Описано, что внутренние факторы связаны с природной активностью человека, его потребностями, мотивами и мыслительной деятельностью, в то время как внешние факторы представляют собой институциональные и социальные условия реализации активности, самостоятельности, мотивации и мыслительной деятельности личности. Определение понятия, описание структуры акмеологического потенциала личности и влияющих на него факторов позволяют уточнить методический аппарат для дальнейших научно-практических исследований.


Ключевые слова


акмеологический потенциал личности, факторы развития акмеологического потенциала, активность, самостоятельность, мотивация достижения

Полный текст:

PDF

Литература


Абульханова, К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К.А. Абульханова. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. – 224 с. (Серия «Психологи Отечества»)

Анисимов О.С. Акмеология и методология: проблемы психотехники и мыслетехники / О.С. Анисимов. – М.: РАГС, 1998. – 772 с.

Анисимов, О.С. Принятие управленческих решений: методология и технология / О.С. Анисимов. – М.: 2002. – 436 с. – (Энциклопедия управленческих знаний. Методология).

Беспалов, И.А. Профессиональный акмеологический потенциал руководящих кадров государственной службы Российской Федерации: дис. ... канд. психол. наук / И.А. Беспалов. – М., 2008. – 262 с.

Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеева. – М.: Смысл: Издат. центр «Академия», 2006. – 336 с.

Деркач, А.А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития / А.А. Деркач, Е.В. Селезнева. – Изд. НПО «МОДЕК», 2006. – 496 с. – (Серия «Библиотека психолога»).

Егоршин, А.П. Карьера одаренного менеджера / А.П. Егоршин, С.Г. Филимонова. – М.: Унив. кн.; Логос, 2007. – 408 с.

Иголевич, Н.И. Психология личности и деятельности менеджера / Н.И. Иголевич. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2005. – 256 с.

Карпов, А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие / А.В. Карпов. – М.: Гардарики, 2005. – 584 с.

Леонтьева, Е.А. Акмеологический потенциал учителя как основа его профессионального самоопределения // Альманах научных открытий. – 2009. – 8 июля. – http://teleconf.ru/aktualnyie-problemyi-gumanitarnyihdistsiplin-i-prepo/akmeologicheskiy-potentsialuchitelya-kak-osnova-ego-professionalnogosamoopredeleniya.htm

Марков, В.Н. Личностно-профессиональный потенциал кадров управления: психолого-акмеологическая оценка и оптимизация: дис. … д-ра психол. наук / В.Н. Марков. – М., 2004. – 453 с.

Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. – 308 с.

Маслоу, А. Маслоу о менеджменте: пер. с с англ. / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).

Михайлов. Г.С. Акмеологическая концепция принятия и реализации управленческих решений: дис. … д-ра психол. наук / Г.С. Михайлов. – М., 2004. – 429 с.

Молл, Е.Г. Управление карьерой менеджера / Е.Г. Молл. – СПб.: Питер, 2003. – 352 с. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).

Мотыгуллин, Д.Н. Формирование акмеологического потенциала будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук / Д.Н. Мотыгуллин. – Казань: Казан. гос. пед. ун-т,

– 202 с.

Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / С.И. Ожегов – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1987. – 797 с.

Педагогика: учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная пресса, 2004. – 512 с.

Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – 365 с.

Резанович, И.В. Развитие профессионального мастерства менеджера в системе бизнес-образования: дис. … д-ра пед. наук / И.В. Резанович. – Магнитогорск, 2006. – 359 с.

Тейлор, Ф.У. Принципы научного менеджмента: пер с англ. / Ф.У. Тейлор. – М.: Журнал «Контроллинг, 1991. – 104 с. – (Классики менеджмента; Вып. 1).

Шепель, В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология / В.М. Шепель. – М.: Нар. образование, 1999. – 432 с.

Юрьева, Н.Т. Типообразующие отношения креативности и стратегического мышления: психофизиологические предикторы: дис. … канд. психол. наук / Н.Т. Юрьева. – Уфа, 2004. – 164 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.