Организационный и содержательный этапы разработки опросника «Инновационный потенциал организации»

Дмитрий Вячеславович Иноземцев, Татьяна Дмитриевна Ким

Аннотация


В статье обосновывается необходимость диагностики инновационного потенциала организации. Авторы дают определение понятия инновационного потенциала не только как материально-технических и финансовых средств организации, но и групповых факторов, связанных со структурой и психологическим микроклиматом в организации, системой коммуникаций и организационной культурой. В основу концепта разрабатываемой методики легли факторы, способствующие и препятствующие инновациям. В качестве основной категории методики была определена рабочая (проектная) группа, то есть группа сотрудников организации, объединенных единой целью – выполнение какоголибо инновационного задания (проекта) и несущих общую ответственность за результаты работы. На основе анализа литературы выделены содержательные характеристики диагностируемого концепта, описана его феноменология. Все индикаторы инновационного потенциала организации были разделены на семь шкал: ресурсы, организация, атмосфера в рабочей группе, поддержка руководителя, свобода, коммуникационные потоки, идеи. Шкалы «организация» и «атмосфера в рабочей группе» содержательно состоят из двух компонентов. Были определены основные источники валидности методики. Авторы представили спецификацию опросника «Инновационный потенциал организации».


Ключевые слова


инновация, инновационный потенциал организации, опросник «Инновационный потенциал организации»

Полный текст:

PDF

Литература


Батурин, Н.А. Многоуровневая модель инновационного потенциала профессионала и подходы к ее операционализации / Н.А. Батурин, А.С. Науменко, Т.Д. Ким // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». –

– Вып. 8. – № 4(180). –С. 48–58.

Батурин, Н.А. Психологические аспекты инновационного потенциала организации: определяющие факторы и инструменты диагностики / Н.А. Батурин, Т.Д. Ким, А.С. Науменко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2011. – Вып. 13. – № 18(235). – С. 38–47.

Батурин, Н.А. Технология разработки психодиагностических методик: моногр. / Н.А. Батурин, Н.Н. Мельникова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2012. – 135 с.

Ким, Т.Д. Психометрическая проверка многофакторного опросника инновационного потенциала профессионала / Т.Д. Ким // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2011. – Вып. 15. –№ 42(259). – С. 47–52.

Фер, Р. Майкл. Психометрика: Введение / Р. Майкл Фер, Верн Р. Бакарак; пер. с англ. А.С. Науменко, А.Ю. Попов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010. – 414 с.

Assessing the Work Environment for Creativity / T.M. Amabile, R. Conti, H. Coon et al. // The Academy of Management Journal. – 1996. – Vol. 39. – Is. 5. – P. 1154–1184.

De Jong, J. P.J. How leaders influence employees innovative behavior / J. P.J. de Jong, D. N. Den Hartog // European Journal of Innovation Management. – 2007. – Vol. 10, № 1. – P. 41–64.

Kanter, R.M. When a thousand flowers bloom: Structural, collective and social conditions for innovation in organizations. / R.V. Kanter, B. M. Straw & L. L. Cummings (Eds) // Research in Organizational Behavior. – 1988. – № 10. – P. 123–167.

Martins, E. An Organizational Culture Model To Promote Creativity and Innovation / E. Martins, N. Martins // Journal Of Industrial Psychology. – 2002. – №28 (4). – P. 58–65.

McLean, L.D. Organizational Culture’s Influence on Creativity and Innovation: A Review of the Literature and Implications for Human Resource Development / L.D. McLean // Advances in Developing Human Resources. – 2005. – Vol. 7. – P. 226–246.

West, M.A. The social psychology of innovation in groups / M.A. West, J.L. Farr / Innovation and Creativity at Work: Psychological and Organizational Strategies. – Chichester, UK: John Wiley, 1990. – P. 309–333.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.