Организационный и содержательный этапы разработки опросника «Инновационный потенциал организации»
Аннотация
В статье обосновывается необходимость диагностики инновационного потенциала организации. Авторы дают определение понятия инновационного потенциала не только как материально-технических и финансовых средств организации, но и групповых факторов, связанных со структурой и психологическим микроклиматом в организации, системой коммуникаций и организационной культурой. В основу концепта разрабатываемой методики легли факторы, способствующие и препятствующие инновациям. В качестве основной категории методики была определена рабочая (проектная) группа, то есть группа сотрудников организации, объединенных единой целью – выполнение какоголибо инновационного задания (проекта) и несущих общую ответственность за результаты работы. На основе анализа литературы выделены содержательные характеристики диагностируемого концепта, описана его феноменология. Все индикаторы инновационного потенциала организации были разделены на семь шкал: ресурсы, организация, атмосфера в рабочей группе, поддержка руководителя, свобода, коммуникационные потоки, идеи. Шкалы «организация» и «атмосфера в рабочей группе» содержательно состоят из двух компонентов. Были определены основные источники валидности методики. Авторы представили спецификацию опросника «Инновационный потенциал организации».
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Батурин, Н.А. Многоуровневая модель инновационного потенциала профессионала и подходы к ее операционализации / Н.А. Батурин, А.С. Науменко, Т.Д. Ким // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». –
– Вып. 8. – № 4(180). –С. 48–58.
Батурин, Н.А. Психологические аспекты инновационного потенциала организации: определяющие факторы и инструменты диагностики / Н.А. Батурин, Т.Д. Ким, А.С. Науменко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2011. – Вып. 13. – № 18(235). – С. 38–47.
Батурин, Н.А. Технология разработки психодиагностических методик: моногр. / Н.А. Батурин, Н.Н. Мельникова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2012. – 135 с.
Ким, Т.Д. Психометрическая проверка многофакторного опросника инновационного потенциала профессионала / Т.Д. Ким // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2011. – Вып. 15. –№ 42(259). – С. 47–52.
Фер, Р. Майкл. Психометрика: Введение / Р. Майкл Фер, Верн Р. Бакарак; пер. с англ. А.С. Науменко, А.Ю. Попов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010. – 414 с.
Assessing the Work Environment for Creativity / T.M. Amabile, R. Conti, H. Coon et al. // The Academy of Management Journal. – 1996. – Vol. 39. – Is. 5. – P. 1154–1184.
De Jong, J. P.J. How leaders influence employees innovative behavior / J. P.J. de Jong, D. N. Den Hartog // European Journal of Innovation Management. – 2007. – Vol. 10, № 1. – P. 41–64.
Kanter, R.M. When a thousand flowers bloom: Structural, collective and social conditions for innovation in organizations. / R.V. Kanter, B. M. Straw & L. L. Cummings (Eds) // Research in Organizational Behavior. – 1988. – № 10. – P. 123–167.
Martins, E. An Organizational Culture Model To Promote Creativity and Innovation / E. Martins, N. Martins // Journal Of Industrial Psychology. – 2002. – №28 (4). – P. 58–65.
McLean, L.D. Organizational Culture’s Influence on Creativity and Innovation: A Review of the Literature and Implications for Human Resource Development / L.D. McLean // Advances in Developing Human Resources. – 2005. – Vol. 7. – P. 226–246.
West, M.A. The social psychology of innovation in groups / M.A. West, J.L. Farr / Innovation and Creativity at Work: Psychological and Organizational Strategies. – Chichester, UK: John Wiley, 1990. – P. 309–333.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.