Комплексное эмпирическое исследование инновационного потенциала

Николай Алексеевич Батурин, Дмитрий Вячеславович Иноземцев, Татьяна Дмитриевна Ким

Аннотация


Рассматриваются два принципиальных уровня феноменов, связанных с инновационной деятельностью: уровень организации (корпоративная культура предприятия, характеристики команды, психологический климат, способствующий или препятствующий внедрению инноваций) и уровень личности (индивидуально-личностные предпосылки генерации и продвижения новых идей, творческого подхода к решению задач). Авторами предлагается рассматривать эти два уровня в их взаимодействии. Разобраны основные положения, касающиеся инновационного потенциала на индивидуальном уровне, факторы, влияющие на инновационный потенциал на организационном уровне.
Описаны две авторские психологические методики для диагностики инновационного потенциала: опросник инновационного потенциала профессионала и опросник инновационного потенциала организации. Представлены этапы эмпирических исследований, проведенных при помощи данных методик. На первом этапе было проведено исследование инновационного потенциала профессионала, описаны корреляционные связи на индивидуальном уровне. Второй этап направлен на исследование инновационного потенциала на уровне организации, проанализированы взаимосвязи инновационного потенциала с организационными факторами. Третий этап посвящен комплексному исследованию инновационного потенциала. Описаны взаимосвязи и характерные особенности инновационного потенциала на разных уровнях рассмотрения.


Ключевые слова


инновация, инновационный потенциал организации, опросник «Инновационный потенциал организации», комплексное исследование инновационного потенциала

Полный текст:

PDF

Литература


Батурин, Н.А. Многоуровневая модель инновационного потенциала профессионала и подходы к ее операционализации / Н.А. Батурин, А.С. Науменко, Т.Д. Ким // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2010. – Вып. 8. – С. 48–58.

Батурин, Н.А. Психологические аспекты инновационного потенциала организации: определяющие факторы и инструменты диагностики / Н.А. Батурин, Т.Д. Ким, А.С. Науменко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2011. – Вып. 13. – С. 38–47.

Ким, Т.Д. Психометрическая проверка многофакторного опросника инновационного потенциала профессионала / Т.Д. Ким // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2011. – Вып. 15. – С. 47–52.

Ким, Т.Д. Многоуровневая модель инновационного потенциала профессионала и подходы к ее операционализации: Ч. II / Т.Д. Ким, Е.С. Первухина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2011. – Вып. 13. – С. 38–48.

Яголковский, С.Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы /C.Р. Яголковский. – М.: НИУ ВШЭ, 2011. – 272 с.

Assessing the Work Environment for Creativity / T. M. Amabile, R. Conti, H. Coon et al. // The Academy of Management Journal. – 1996. – Vol. 39. Issue 5. – P. 1154–1184.

Basadur, M.S. Identifying individual differences in creative problem solving style / M.S. Basadur, G.B. Graen, M. Wakabayash // Journal of Creative Behavio. – 1990. – Vol. 24, No. 2. – P. 111–131.

De Jong, J. P.J. How leaders influence employees innovative behavior / Jeroen P.J. de Jong, Deanne N. Den Hartog // European Journal of Innovation Management. – 2007. – Vol. 10. – № 1. – P. 41–64.

Farr, J. C. Individual innovation / J. Farr, C. Ford // Innovation and creativity at Work: Psychological and Organisational Strategies / M.A.West, J.L. Farr. – Chichester: John Wiley, 1990. – P. 63–80.

Kanter, R.M. When a thousand flowers bloom: Structural, collective and social conditions for innovation in organizations / R.V. Kanter, B.M. Straw & L.L. Cummings (Eds) // Research in Organizational Behavior. – 1988. – № 10. – P. 123–167

Kirton, M.J. Adaptors and innovators: A description and measure / M.J. Kirton // Journal of Applied Psychology. – 1976. – № 61. – P. 622–629.

Martins, E. An Organizational Culture Model to Promote Creativity and Innovation / E. Martins, N. Martins // Journal of Industrial Psychology. – 2002. – № 28 (4). – P 58-65.

McKinnon, D.W. The nature and nurture of creative talent / D.W. McKinnon // American Psychologist. – 1962. – 17. – P. 484–495.

McLean, L.D. Organizational Culture’s Influence on Creativity and Innovation: A Review of the Literature and Implications for Human Resource Development / L.D. McLean // Advances in Developing Human Resources. – 2005. – Vol. 7. 2. – P. 226–246.

Torrance, E.P. Rewarding creative behavior / E.P. Torrance. – Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. – 1965.

West, M.A. The social psychology of innovation in groups / M.A. West, J.L. Farr (eds) // Innovation and Creativity at Work: Psychological and Organizational Strategies. – Chichester, UK: John Wiley. – 1990. – P. 309–333.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.