ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЦЕДУРЫ ДИАГНОСТИКИ ФАЗОВОЙ ДИНАМИКИ НОРМАТИВНЫХ КРИЗИСОВ ПОЗДНИХ ВОЗРАСТОВ
Аннотация
Выявление специфики проживания нормативных кризисов поздних возрастов позволит разработать программу психологического сопровождения пожилых людей и интегрировать их в современное общество. Исследование нормативных кризисов предполагает изучение идеального культурального образа возраста, теоретический анализ содержания которого для пожилого возраста и старости представлен в статье. По мере проживания нормативного кризиса изменяется отношение к возрастным задачам развития. В связи с этим исследование отношения респондентов к возрастным задачам развития позволит экспертам сделать вывод о фазе нормативного кризиса развития личности. В первой фазе кризиса личность лишь внешне принимает возрастные задачи развития. Во второй фазе возрастные задачи размыты, однако идет активный поиск смысла каждой. В третьей фазе нормативного кризиса человек своеобразно и глубоко понимает свою возрастную идентичность. В стабильном периоде человек относится к возрастным задачам развития как к очевидным, но неважным в актуальный момент времени.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Antsiferova L.I. [Psychology of old age : personality development especially during late adulthood] Psychological Journal, 2001, vol. 3, pp. 86–99. (in Russ.)
Gershkovich T.B., Glukhanyuk N.S. Pozdniy vozrast i strategii ego osvoeniya [Late age and its development strategy]. Moscow, Moskovskiy psikhologo-sotsial'nyy institute Publ., 2003. 112 p.
Ermolaeva M.V. Prakticheskaya psikhologiya starosti [Practical psychology of old age]. Moscow, EKSMO-Press Publ., 2002. 320 p. 4. Isaev E.I., Slobodchikov V.I. Psikhologiya razvitiya cheloveka [Psychology of Human Development]. Moscow, Shkol'naya pressa Publ., 2000. 323 p.
Polivanova K.M. Psikhologiya vozrastnykh krizisov [Psychology of age crises]. Moscow, Academia Publ., 184 p.
Soldatova E.L. Struktura i dinamika normativnogo krizisa perekhoda k vzroslosti: monografiya [Structure and dynamics of the regulatory crisis of transition to adulthood]. Chelyabinsk, South Ural St. Univ. Publ., 2007, 267 p.
Khukhlaeva O. V. Psikhologiya razvitiya: molodost', zrelost', starost' [Developmental Psychology : youth, maturity, old age]. Moscow, Akademiya Publ., 2002, 208 p. 8. Shakhmatov N. F. Psikhicheskoe starenie: schastlivoe i boleznennoe [Mental Aging: happy and painful]. Moscow, Meditsina Publ., 1996, 304 p.
Erikson E. Detstvo i obshchestvo [Childhood and Society]. St. Petersburg, Letniy sad Publ., 2000. 415 p.
Atchley R.C. Spirituality and Aging, Baltimore, MD: The Johns Hopkins Press, 2009. 199 p.
Baltes P.B. Wisdom as an orchestration of mind and virtue, PB Baltes, 2004. Available at: http://www.baltes-paul.de/overview.htm.
Calvo-Sotelo P.C. Architecture for active learning and aging: towards open innovation in universities, PC Calvo-Sotelo, Promoting conscious and active learning and ageing, 2013, pp. 281–297.
Fernández-Ballesteros R. Possibilities and limitations of age, R. Fernández-Ballesteros, Promoting conscious and active learning and ageing, 2013, pp. 25–75.
Kunzmann U. Wisdom. Adult development and emotional-motivational dynamics., Gero-Psychology: European perspectives for an aging world. Gottingën: Hogrefe & Huber, 2007.
Marcia J.E. Identity and psychosocial development in adulthood, JE Marcia, International Journal of Theory and Research, 2002, V2, pp. 7–28.
Soldatova E.L., Shlyapnikova I.A. Ego-identity in the structure of personality maturity, Procedia, Social and Behavioral Sciences, 2013, V86, pp. 283–288.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.