ТЕСТЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИМПЛИЦИТНЫХ ПРОЦЕССОВ

Галина Викторовна Токарева, Леонид Яковлевич Дорфман

Аннотация


Представлен обзор разработанных в зарубежной психологии четырех тестовых методик для определения имплицитных (подсознательных) процессов: двух имплицитных ассоциативных тестов», направленных на определение автоматического компонента аттитюдов (IAT) и автоматического компонента гендерных стереотипов (IAT), а также имплицитного позитивного и негативного аффективного теста (IPANAT) и имплицитного самооценочного теста (ISAT). Обе разработанные в русле социальной психологии методики IАТ позволяют выявлять не только имплицитные компоненты аттитюдов и стереотипов, но и широкий ряд других имплицитных явлений, в частности, в структуре Я-концепции. Методика IPANAT предназначена для непрямого измерения позитивного и негативного аффектов, а тест ISAT – для непрямых измерений имплицитных самоотношений, в частности, расположения к себе и самодоверия. Приведенные описания тестов IAT, IPANAT и ISAT дают возможность российским пользователям психодиагностических методик получить представления об их диагностическом потенциале в сфере социально-психологических исследований, в изучении эмоциональной и личностной сфер.


Ключевые слова


имплицитные процессы, имплицитные ассоциативные тесты ат- титюдов и гендерных стереотипов, имплицитный позитивный и негативный аффектив- ный тест, имплицитный самооценочный тест

Полный текст:

PDF

Литература


Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М., Смысл, 1997, 424 с. [Dorfman L.Ya. Emotsii v iskusstve: teoreticheskie podkhody i empiricheskie issledovaniya (Emotions in

Art: Theoretical a Approaches and Empirical Studies). Moscow, Smysl Publ., 1997, 424 p.]

Дорфман Л.Я. Поток сознания и метаиндивидуальный мир как предпосылки креативности. Современные исследования творчества: к 90-летию Я.А. Пономарева. Пермь, Пермский гос. ин-т искусства и культуры; М.,

Институт психологии РАН, 2010, с. 19–59. [Dorfman L.Ya. Potok soznaniya i metaindividual'nyy mir kak predposylki kreativnosti. Sovremennye issledovaniya tvorchestva: k 90-letiyu Ya.A. Ponomareva (Stream of Consciousness and

the World as a Meta-individuality Background Creativity. Modern Studies of Creativity: the 90th Anniversary of YA Ponomareva). Perm', Permskiy gos. in-t iskusstva i kul'tury Publ.; Moscow, Institut psikhologii RAN Publ., 2010, pp. 19–59.]

Дорфман Л.Я., Токарева Г.В., Барашкова Е.В. Метаиндивидуальный мир и короткие эмоциональные предпочтения музыканта-исполнителя. Теория информации и искусствознание. М., КомКнига, 2008, С. 397−425. [Dorfman L.Ya., Tokareva G.V., Barashkova E.V. Metaindividual'nyy mir i korotkie emotsional'nye predpochteniya muzykantaispolnitelya. Teoriya informatsii i iskusstvoznanie. (Meta-individuality World and Short Emotional

Preferences of the Performing Musician. Information Theory and Art History). Moscow, KomKniga Publ., 2008, pp. 397–425.]

Петровский В.А. Теоретические проблемы психологии личности в системе межличностных отношений. Психология развивающейся личности, под ред. А.В. Петровского. М., Педагогика, 1987, с. 8–38. [Petrovskiy V.A., Petrovskiy A.V. (Ed.) Teoreticheskie problemy psikhologii lichnosti v sisteme mezhlichnostnykh otnosheniy. Psikhologiya razvivayushcheysya lichnosti (Theoretical Problems of Personality Psychology in the System of Interpersonal Relations. Developing Personality Psychology). Moscow, Pedagogika Publ., 1987, pp. 8–38.]

Токарева Г. В., Дорфман Л. Я. Исследования имплицитных процессов в Западной психологии. Вестник ЮУрГУ, серия «Психология», 2014, с. 17–27. [Tokareva G.V., Dorfman L.Ya. (Study of Implicit Processes in Western Psychology). Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology, 2014, vol. 7, no. 1, pp. 17–27. (in Russ.)]

Федотова Е.О. Методика косвенного измерения системы самооценок. Общая психодиагностика, под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина, М., Изд-во МГУ, 1987, С. 285−289. [Fedotova E.O., Bodaleva A.A. (Ed.), Stolina V.V. (Ed.), Metodika kosvennogo izmereniya sistemy samootsenok. Obshchaya

psikhodiagnostika (Indirect Measurement Technique System of Self-evaluations. Overall Psychodiagnosis). Moscow, MGU Publ., 1987, pp. 285–289.]

Aidman E.V. (1998). ISAT. Implicit Self-Appraisal Test. Australia: InterMind Consulting.

Aidman E. (1999). Measuring individual differences in implicit self-concept: initial validation of the self-apperception test. Personality and Individual differences, 27, 211−228.

Aidman E., & Carroll S. (2003). Implicit individual differences: Relationships between implicit self-esteem, gender identity and gender attitudes. European Journal of Personality, 17,

–37.

Banaji M.R., & Greenwald A.G. (1994). Implicit stereotyping and unconscious prejudice. In M.P. Zanna & J.M. Olson (Eds.), The psychology of prejudice, The Ontario Symposium (Vol. 7, pp. 55–76). Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Banaji M.R., & Greenwald A.G. (1995). Implicit gender stereotyping in judgments of fame. Journal of Personality and Social Psychology, 68, 2, 181−198.

Banaji M.R., & Hardin C.D. (1996). Automatic stereotyping. Psychological science, 7, 3, 136−141.

Banaji M.R., Hardin C., & Rothman A.J. (1993). Implicit stereotyping in person judgment. Journal of Personality and Social Psychology, 65, 272–281.

Bargh J.A. (1994). The four horsemen of automaticity: Awareness, intention, efficiency, and control in social cognition. In R. S. Wyer, Jr., & T. K. Srull (Eds.), Handbook of social cognition (2nd ed., Vol. 1, pp. 1–40). Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Barsade S.G., Ramarajan L., & Drew Westen, D. (2009). Implicit affect in organizations, Research in Organizational Behavior, 29, 135−162.

Brune, J.S., & Tagiur, R. (1954). The perception of people. In G. Lindzey (Ed.), Handbook of social psychology (Vol. 2, pp. 634–654). Reading, MA: Addison-Wesley.

Caciopp, J.T., Gardne, W.L., & Berntson G.G. (1999). The affect system has parallel and integrative processing components: Form follows function. Journal of Personality and Social Psychology, 76, 839–855.

Clore G.L. (1994). Why emotions are never unconscious. In P. Ekman & R.J. Davidson (Eds.), The nature of emotion: Fundamental questions (pp. 285−290). New York: Oxford University Press.

Dorfman L.Ya., & Tokareva G.V. (2013). Emotional preferences in the context of repertoire and self-concept of musical performers. Middle-East Journal of Scientific Research, 15 (8), 1147−1154.

Draine S.C., & Greenwald A.G. (1998). Replicable unconscious semantic priming. Journal of Experimental Psychology: General, 127, 286−303.

Fazio R.H. (1993). Variability in the likelihood of automatic attitude activation: Data reanalysis and commentary on the paper by Bargh, Chaiken, Govender, and Pratto. Journal of Personality and Social Psychology, 64, 753–758.

Frijda N. (1986). The emotions. Studies in emotion and social interaction. New York: Cambridge University Press.

Ghoneim M.M., & Block R.I. (1997). Learning and memory during general anesthesia: An update. Anesthesiology, 87, 387−410.

Gray J.A., & McNaughton, N. (2000). The neuropsychology of anxiety. An enquiry into the functions of the septo-hippocampal system. London: Oxford University Press.

Greenwald A.G. (1990). What cognitive representations underlie social attitudes. Bulletin of the Psychonomic Society, 28, 254−260.

Greenwald A.G., & Banaji M.R. (1995). Implicit social cognition: Attitudes, self-esteem, and stereotypes. Psychological Review, 102(1), 4−27.

Greenwald A.G., Banaji M., Rudnam L., Farnham S., Nosek B.A., & Mellott, D. (2002). A unified theory of implicit attitudes, stereotypes, self-esteem, and self-concept. Psychological Review, 109, 3–25.

Greenwald A.G., McGhee D.E., & Schwartz J L. K. (1998). Measuring individual differences in implicit cognition: The implicit association test. Journal of Personality and Social

Psychology, 74(6), 1464−1480.

Greenwald A.G., Rudman L.A., Nosek B.A., & Zayas V. (2006). Why so little faith? A reply to Blanton and Jaccard’s (2006) skeptical view of testing pure multiplicative theories. Psychological Review, 113, 170–180.

Greenwald A.G., Nosek B.A., & Sriram N. (2006). Consequential validity of the Implicit Association Test: Comment on Blanton and Jaccard (2006). American Psychologist, 61, 56–61.

Greenwald A.G., Klinger M.R., & Liu T.J. (1989). Unconscious processing of dichoptically masked words. Memory and Cognition, 17, 35–47.

Jacoby L.L., Lindsay D.S., & Toth J.P. (1992). Unconscious influences revealed: Attention, awareness, and control. American Psychologist, 47, 802–809.

Lang P.J. (1988). What are the data of emotion? In V. Hamilton, G. H. Bower, & N.H. Frijda (Eds.), Cognitive perspectives on emotion and motivation (pp. 173−181). NATO

ASI Series D: Behavioural and Social Sciences. Dordrecht, The Netherlands: Kluwer.

Lazarus R.S. (1991). Emotion and adaptation. New York, NY: Oxford University Press.

LeDoux J. (1994). Emotional processing, but not emotions, can occur unconsciously. In P. Ekman & R.J. Davidson (Eds.), The nature of emotion: Fundamental questions. New York: Oxford University Press, pp. 291−292.

Liggett J. (1959). The paired use of projective stimuli. British Journal of Psychology, 50, 269−275.

Marsh H.W., Byrne B.M., & Shavelson

R.J. (1992). A multidimensional, hierarchical self-concept. In T. M. Brinthaupt, & R. P. Lipka (Eds.), Self: Definitional and methodological issues (pp. 44–95). Albany: State University of

New York Press.

McGinnies E. (1949). Emotionality and perceptual defense. Psychological Review, 56, 244–251.

Meagher B.E., & Aidman E.V. (2004). Individual Differences in implicit and declared self-esteem as predictors of response to negative performance evaluation: Validating Implicit Association Test as a measure of self-attitudes. International Journal of Testing, 4(1), 19−42.

Nisbett R.E., & Wilson T.D. (1977). Telling more than we can know: Verbal reports on mental processes. Psychological Review, 84, 231–259.

Nosek B.A., Greenwal, A.G., & Banaj M.R. (2007). The Implicit Association Test at age 7: A methodological and conceptual review.In J. A. Bargh (Ed.), Automatic processes in social thinking and behavior. Psychological Press

pp. 265–292.

Rachman S. (1990). Fear and courage. 2nd ed. New York: Freeman.

Rachman S., & Hodgson R. (1974). I. Synchrony and desynchrony in measures of fear. Behaviour Research & Therapy, 12, 311−318.

Roediger H.L. (1990). Implicit memory: Retention without remembering. American Psychologist, 45, 1043–1056.

Steele C.M. (1988). The psychology of self-affirmation: Sustaining the integrity of the self. In L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology. New York: Academic Press, vol. 21, pp. 261–302.

Stroop J.R. (1935). Studies of interference in serial verbal reactions. Journal of Experimental Psychology, 18 (6), 643–662.

Quirin M., Kazén M., & Kuhl J. (2009). When nonsense sounds happy or helpless: The Implicit Positive and Negative Affect Test (IPANAT). Journal of Personality and Social

Psychology, 97(3), 500−516.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.