ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК САМОТОЖДЕСТВЕННОСТЬ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВАРИАЦИИ ЦЕННОСТИ ЗАВЕРШЕННОСТИ, РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ПРИЗНАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ. СООБЩЕНИЕ 1
Аннотация
Исследование направлено на выявление роли оценки человеком важности и достижения завершенности, развития и социального признания своей идентичности в позитивной эмоциональной окраске, частоте мыслей о важности и социальном признании конкретных идентификаций (ответов на вопрос «Кто Я?»), а также психологическом благополучии и совладающем поведении. На материале двух выборок (143 студента и 88 взрослых) было показано, что субъективная важность завершенности и развития идентичности в юношеском возрасте может опосредовать роль достижения завершенности и развития идентичности в оценках валентности, значимости и психологической центральности конкретных идентификаций, тогда как во взрослом возрасте эффекты важности и достижения независимы. Оценки достижения идентичности связаны с субъективным благополучием, что особенно выражено у взрослых испытуемых. Как оценки важности идентичности, так и оценки ее достижения связаны со специфическими особенностями совладающего поведения.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Андреева Г.М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций // Психологические исследования: электрон. журн. 2011. 6 (20). URL: http://psystudy.ru.[Andreeva G.M. (On the Issue of Identity Crisis in Terms of Social Transformations) Psikhologicheskie issledovaniya. 2011, 6 (20). Available at: http://psystudy.ru.]
Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия. Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008. [Osin E.N., Leont'ev D.A. (Testing of Russian versions of the two scales of a rapid assessment of subjective well-being) Materialy III Vserossiyskogo sotsiologicheskogo kongressa (Proceedings of the III All-Russian Congress of Sociology) Moscow, Institut sotsiologii RAN, Rossiyskoe obshchestvo sotsiologov, 2008.(in Russ.)]
Рассказова Е.И., Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 1. С. 82–118. [Rasskazova E.I., Gordeeva T.O., Osin E.N. (Coping Strategies in the Structure of Activity and Self-regulation: Psychometric Properties and Applications of Techniques COPE) Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki (Psychology. Journal of Higher School of Economics). 2013, Vol. 10, no. 1, pp. 82–118. (in Russ.)]
Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Идентичность как психологический конструкт: возможности и ограничения междисциплинарного подхода. Психологические исследования. 2012. 5(26). 2. URL: http://psystudy.ru. [Rasskazova E.I., Tkhostov A.Sh. (Identity as a Psychological Construct: Possibilities and Limitations of Interdisciplinary Approach). Psikhologicheskie issledovaniya (Psychological Research). 2012, 5(26), 2. Available at: http://psystudy.ru.]
Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. М.: Когнито-центр, 2007. [Tarabrina N.V. Praktikum po psikhologii posttravmaticheskogo stressa (Workshop on the Psychology of Post-traumatic Stress). Moscow, Kogito- tsentr Publ., 2007.]
Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K. Assessing coping strategies: A theoretically based approach. Journal of Personality and Social Psychology.
Vol. 56, 2, pp. 267–283.
Crocetti E., Schwartz S.J., Fermani A., Meeus W. The Utrecht-Management of Identity Commitments Scale (U-MICS). Italian validation and
cross-national comparisons. European Journal of Psychological Assessment, 26(3). 2010, pp. 172–186.
DeGrazia D. Enhancement technologies and human identity. Journal of Medicine and Philosophy, 30. 2005. P. 261–283.
Derogatis L.R., Savitz K.L. The SCL-90-R and the Brief Symptom Inventory (BSI) in Primary Care. In: M.E. Maruish, ed. Handbook of psychological
assessment in primary care settings, Vol. 236. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2000, pp. 297–334.
Elliott C. Enhancement technologies and the modern self. Journal of Medicine and Philosophy, 2011, 36, pp. 364–374.
Hogg M.A., Reid, S.A. Social identity, selfcategorization and the communication of group norms. Communication Theory, 2006, 16, pp. 7–30.
Hogg M.A., Terry D.J., White K.M. A tale of two theories: a critical comparison of identity theory with social identity theory. Social Psychology Quarterly, 58(4). 1995, pp. 255–269.
Kuhn M., McPartland T.S. An Empirical Investigation of Self-Attitudes. American Sociological Review. 1951, 19, pp. 68–76.
Lyubomirsky S., Lepper H. A measure of subjective happiness: Preliminary reliability and construct validation. Social Indicators Research, 1999, vol. 46, pp. 137–155.
Luyckx K., Soenens B., Goossens L., Vansteenkiste M. Parenting, identity formation and colledge adjustment: a mediation model with longitudinal data. Identity: An International Journal of Theory and Research, 7(4). 2007, pp. 309–330.
Luyckx K., Goossens L., & Soenens B. A developmental contextual perspective on identity construction in emerging adulthood: Change dynamics in commitment formation and commitment evaluation. Developmental Psychology, 2006, 42, pp. 366–380.
Schwartz S.J., Zamboanga B.L., Wang W., Olthuis J.V. Measuring identity from Eriksonian perspective: two sides of the same coin? Journal of Personality Assessment, 2009, 91(2), pp. 143–154. Stryker S. Identity theory and personality theory: mutual relevance. Journal of Personality. 2007, 75(6),
pp. 1084–1101.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.