ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОЦЕССА ИХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Татьяна Михайловна Лавринович

Аннотация


На основании представлений о детерминированности профессионального выбора будущих специалистов не только влиянием социальных факторов, но и собственными ценностями и системой мотивации показано, что ценностно-мотивационная сфера личности определяет стратегию поведения в процессе профессионализации и претерпевает трансформацию по мере освоения профессии. В статье описаны особенности ценностно-мотивационной сферы личности будущих психологов, обследованных на трех этапах их профессионализации – этапе выбора профессии (этап «оптация»), этапе профессионального обучения в университете (этап «профессиональная подготовка»), этапе повышения квалификации (этап «профессиональная адаптация»). Исследованы компоненты ценностно-мотивационной сферы личности, рассматриваемые в контексте изучения профессиональной деятельности в соответствии с описанной в статье оригинальной авторской моделью (включающей в себя потребности, ценности, личностные факторы, мотивы), и системные взаимосвязи между ними. В эмпирическом исследовании были установлены значимые различия характеристики структурных компонентов ценностно-мотивационной сферы у будущих и профессиональных психологов, обследованных на различных этапах их профессионализации.


Ключевые слова


потребности; ценности; мотивы; мотивация; личностные факторы; ценностно-мотивационная сфера; процесс профессионализации; стадии профессионализации

Полный текст:

PDF

Литература


Балин, В.Д. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; под общ.

ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.

Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. – 2-е изд. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.

Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.

Казанцева, Т.А. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов / Т.А. Казанцева, Ю.Н. Олейник // Психологический журнал. – 2002. – № 6. – Т. 23. – С. 51–59.

Капцов, А.В. Тест личностных ценностей: руководство по применению / А.В. Капцов, Л.В. Карпушина. – Самара: ИПК «Содружество», 2010. – 40 с.

Климов, Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): учебное пособие / Е.А. Климов. – М.: Московский психолого-социаль-

ный институт: Флинта, 2003. – 320 с.

Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / А.Д. Леонтьев. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.

Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2011. – 352 с.

Хромов, А.Б. Пятифакторный опросник личности: учебно-методическое пособие / А.Б. Хромов. – Курган: Изд-во Курганского гос.

ун-та, 2000. – 23 с.

Ядов, В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В.А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. – М.: Наука, 1975. – С. 89–105.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.