КЛИНИКО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Ирина Валентиновна Забозлаева, Елена Викторовна Малинина, Татьяна Николаевна Саблина, Александр Анатольевич Сединкин, Геннадий Валерьевич Мануйлов

Аннотация


В результате клинико-динамического исследования определены особенности когнитивных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Выявлена зависимость динамики когнитивных нарушений от форм аутизма, степени выраженности аутистических симптомов. Установлены особенности оценки симптоматики РАС при разных вариантах когнитивного дизонтогенеза. При синдроме Аспергера искаженный вид дизонтогенеза имеет прогностически благоприятный исход для обучения и адаптации на фоне значений коэффициента интеллекта (IQ) на уровне средней нормы (82–90 баллов). При синдроме Каннера дефицитарный вариант онтогенеза является менее благоприятным в отношении интеллектуального развития, для обучения и адаптации, при показателях IQ в пределах от низкой нормы интеллекта (70 – 78 баллов) до степени легкой умственной отсталости (64–69 баллов). Регрессивно-дефектирующий вариант при атипичном аутизме рассматривается как наиболее злокачественный и проявляется тяжелыми аутистическими симптомами с полной дезинтеграцией всех познавательных процессов, в последующем с формированием олигофреноподобного дефекта при уровне интеллекта в диапазоне от легкой умственной отсталости (52– 67 баллов) до умеренно выраженной (35–49).


Ключевые слова


расстройства аутистического спектра (РАС); шизотипический диатез; когнитивный дизонтогенезе; коэффициент интеллекта (IQ)

Полный текст:

PDF

Литература


Башина, В.М. Аутизм в детстве / В.М. Башина. – М.: Медицина, 1999. – 240 с.

Зверева, Н.В. Дисгармоничность как специфический признак когнитивного дизонтогенеза при шизофрении в детском возрасте / Н.В. Зверева // В.М. Бехтерев и современная психология: материалы докладов на Рос. науч.-практ. конф. Казанский госуниверситет, 29–30 сент. 2005 г. Казань, Центр инновационных технологий. – Казань,

– С. 138–144.

Каган, В.Е. Аутизм у детей / В.Е. Каган. – Л.: Медицина, 1981. – 206 с.

Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста / В.В. Ковалев. – М.: Медицина, 1995. – 206 с.

Коваль-Зайцев, А.А. Виды когнитивного дизонтогенеза у детей, больных эндогенными психическими заболеваниями, протекающими с аутистическими расстройствами: автореф. дис… канд. психол. наук / А.А. Коваль-Зайцев. – СПб., 2010. – 28 с.

Малинина, Е.В. Аутизм, эпилепсия и эпилептиформная активность / Е.В. Малинина, И.В. Забозлаева, Т.Н. Саблина, А.А. Сединкин // Жур-

нал Психиатрия. – 2013. – № 04 (60). – С. 11–15.

Расстройства аутистического спектра у детей. Науч.-практ. рук. / под ред. Н.В. Симашковой. – М.: Авторская академия, 2013. – 264 с.

Садовская, Ю.Е. Аутизм и дисфункция сенсорной интеграции в детском возрасте / Ю.Е. Садовская, В.И. Родионова, Б.М. Блохин,

А.Л. Битова // Журнал Психическое здоровье – 2010. – № 11. – С. 35–38.

Тиганов, А.С. Современные подходы к пониманию аутизма в детстве / А.С. Тиганов, В.М. Башина // Журнал неврологии и психиатрии. –

– № 105(8). – С. 4–13.

МКБ-10 (1995) – Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем; 10-й пересмотр. Всемирная организация здравоохранения, Женева, 1995. – М.:

Медицина.

Schopler, E. The Childhood Autism Rating Scale (CARS) / E. Schopler, R.J. Reichler, & B.R. Renner // Los Angeles: CA: Western Psychological

Services, 1988. – p. 1–6.

Gillberg, C. Психиатрия детского и подросткового возраста / C. Gillberg, L. Hellgren; под ред. К. Гиллберга и Л. Хеллгрена; рус. изд. под общ. ред. акад. РАМН П.И. Сидорова; пер. со швед. Ю.А. Макковеевой. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 544 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.