ИМИДЖ-КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНА
Аннотация
Рассматривается актуальная проблематика вариативности социальной самоидентификации личности как способности к множественным, изменяющимся ее идентификациям во взаимодействии с различными группами социальных субъектов. Обсуждается вопрос об изучении вариативности таких самоидентификаций в качестве кризисной тенденции в эпоху постмодерна. Описывается актуальная проблематика кризиса социальной идентичности в дискурсе постмодернизма. Раскрываются особенности адаптации современного человека к самоидентификациям в условиях размытой системы ценностей и «смысловой перестройки». Описывается феномен социальных «псевдоидентичностей», предстающий в виде приспособительного механизма к наблюдающейся в нынешнюю эпоху нестабильности. Приводятся результаты анализа нескольких современных популярных имиджей, выступающих в качестве эталонных групп для подражания и создания социальных «псевдоидентичностей». Рассматривается архетипическая основа таких популярных имиджей. Обсуждается вопрос современного представления о сложном структурном феномене персонального имиджа как совокупности произвольного и непроизвольного самовыражения, «внешнего» и «внутреннего» компонентов. Обоснована возможность рассмотрения имидж-конструирования как инструмента социальной самоидентификации личности в эпоху постмодерна. Имидж- конструирование описывается в качестве способа осознания личностью социальных идентичностей посредством выделения индивидуальных нарративов клиента в ходе диалога с психологом-консультантом. Последующая деконструкция и реконструкция индивидуальных нарративов представляется в виде варианта «вскрытия увязанных в обыденности клиента смыслов» и их изменения. Описывается значение создания нового реализованного во «внутреннем» и «внешнем» имидже человека индивидуального нарратива как проекта его новых социальных самоидентификаций. Вместе с этим имидж-конструирование рассматривается в качестве инструмента, способствующего выявлению и уточнению личностных смыслов для человека, что приводит к стабилизации социальных идентичностей личности в изменяющемся социально-культурном пространстве.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Альтшуллер, А.А. Имидж и самопрезентация в бизнесе / А.А. Альтшуллер. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 160 с.
Андреева, Г.М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций / Г.М. Андреева // Психологические
исследования: электрон. науч. журн. – 2011. – № 6(20). – С. 1.
Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. – М.: Добросвет, 2000. – 390 с.
Василюк, Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций / Ф.Е. Василюк // Психолог. журн. – 1995. – № 5. – С. 104–114.
Горалик, Л. Полая женщина: Мир Барби изнутри и снаружи / Л. Горалик. – М.: НЛО, 2005. – 316 с.
Горчакова, В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа / В.Г. Горчакова. – М.: Эксмо, 2007. – 208 с.
Горчакова, В.Г. Имидж. Искусство и реальность: учебное пособие для студентов вузов / В.Г. Горчакова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. –279 с.
Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман. – М.: Канон-пресс, 2000. – 304 с.
Гусева, Ю.Е. Дуализм образа мужчины в популярных журналах: брутальный супермен и/или инфантильный муж / Ю.Е. Гусева // Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы. Материалы международной конференции. 16 сентября
г. Ч. II. Социология, политология, юриспруденция, экономика. – Иваново: Юнона, 2000. – С. 79–83.
Заковоротная, М.В. Идентичность человека: социально-философские аспекты / М.В. Заковоротная. – Ростов н/Д.: Изд-во Северокавказского научного центра высшей школы, 1999. – 200 с.
Иванова, Н.И. Исследование социальной идентичности у студентов педагогических вузов / Н.И. Иванова // Идентичность и
толерантность: сб. ст.. – 2002. – С. 134–151.
Ильин, В.П. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность/ В.П. Ильин // Мир России. – 2005. – Т. 14, № 2. – С. 3–40.
Ильин, И.П. Постмодернизм. Словарь терминов / И.П. Ильин. – М.: INTRADA, 2001. – 384 с.
Квеско, Р.Б. Имиджелогия: учебное пособие / Р.Б. Квеско. – Томск: Изд-во Томского политехн. ун-та, 2008. –116 с.
Лебедева, Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от самоуважения к поискам смысла / Н.М. Лебедева // Психологический журнал. – 1999. – Т. 20, № 3. – С. 48–58.
Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар; пер. с фр. Н.А. Шматко. – СПб.: Алетейя, 1998. – 160 с.
Лэйнг, Р.Д. «Я» и Другие / Р.Д. Лэйнг; пер. с англ. Е. Загородной. – М.: Класс, 2002. – 192 с.
Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б. Маньковская. – СПб.: Алетейя, 2000. – 348 с.
Марк, М. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов / М. Марк, К. Пирсон. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.
Мириманов, В.Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира / В.Б. Мириманов. – М.: Согласие, 1997. – 328 с.
Петрова, Е.А. Знаки общения / Е.А. Петрова. – М.: Гном и Д, 2001. – 254 с.
Почепцов, Г.Г. Имиджелогия / Г.Г. Почепцов. – Киев: Ваклер, 2001. – 698 с.
Фридмен, Д. Конструирование иных реальностей. Истории и рассказы как тера-пия / Д. Фридмен, Д. Комбс. – М.: Класс, 2001. – 368 с.
Шибутани, Т. Социальная психология: пер. с англ. / Т. Шибутани. – М.: Прогресс, 1969. – 535 с.
Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон; пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. – М.: Прогресс, 1996. – 264 с.
Ядов, В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе / В.А. Ядов // Социологический журнал. – 1994. – № 1. – С. 35– 52.
Tajfel, H. Social identity and intergroup relations / H. Tajfel // II European studies in social psychology. – 1982. – Р. 15–40.
Turner, J.C. Rediscovering the social group: A self-categorization theory / J.C. Turner, M.A. Hogg. – New York: Oxford University Press, 1987. – 276 р.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.