Теоретические подходы к исследованию адаптации школьников к образовательной среде в критические периоды развития
Аннотация
На основе анализа научной литературы в статье констатируется, что в настоящее время имеет место экстенсивно-эмпирический путь развития проблемы адаптации школьников к образовательной среде, накопление, как правило, фрагментарных эмпирических данных и их описание. В связи с этим актуальной для педагогической психологии является методологическое согласование этих данных для обоснования теоретических подходов к исследованию адаптации школьников к образовательной среде в различные критические периоды развития.
Осмысление знаний об адаптации, которые получены в комплексе наук о человеке, позволяют рассматривать ее как процесс взаимодействия личности и социальной среды, содействующий усвоению личностью общественных норм и ценностей, формированию отношения к ним, освоению способов деятельности и типов межличностных отношений и реализации личностного потенциала. Исходя из этого, обосновываются теоретические подходы к исследованию адаптации школьников к образовательной среде в критические периоды развития - антропологический, субъектный и системный подходы.
В статье отмечается, что в совокупности данные подходы позволяют организовать изучение адаптационного процесса с учетом возрастно-типологической (социальная ситуация развития) и индивидуальной (личностные особенности) компонент психического развития ребенка и определить комплекс психологических факторов, условий успешности данного процесса, его внутриличностных детерминант.
Полный текст:
PDFСсылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.