ВЫРАЖЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И СИТУАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ ЛИЧНОСТИ У СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ПЕРЕЖИВАЮЩИХ КРИЗИС

Сергей Витальевич Духновский, Владимир Леонидович Рахманский, Ольга Леонидовна Речкалова

Аннотация


   В статье показано, что переживание психологического кризиса субъектами образовательного процесса носит нормативно–ненормативный характер. Ненормативность переживания проявляется в  выраженности ситуационных реакций в сочетании с психологической устойчивостью личности. Кризисный профиль субъекта образовательного процесса включает в себя выраженность реакции эмоционального дисбаланса, дезорганизации и пессимистической ситуационной реакции на фоне пониженной (низкой) психологической устойчивости и умеренной личностной зрелости. Установлено, что переживание кризиса предполагает функционирование психологической защиты и копинга, реализующиеся в ситуационных реакциях личности. При низкой и пониженной психологической устойчивости, у субъектов образовательного процесса, имеют место четыре вектора реагирования: реакция эмоционального дисбаланса – проекция – поиск социальной поддержки; реакция дезорганизации – регресс, вытеснение – избегание проблем; реакция демобилизации – вытеснение – избегание проблем; пессимистическая ситуационная реакция – рационализация – стратегия разрешения проблем. Повышение психологической устойчивости и развитие личностной зрелости является саногенным фактором для профилактики деструктивного переживания кризисов субъектов образовательного процесса. Что в свою очередь будет позитивно сказываться на их психологическом и соматическом здоровье и эффективности профессиональной деятельности.


Ключевые слова


кризис; переживание; психологическая устойчивость; ситуационные реакции; личностная зрелость; субъекты образовательного процесса

Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.