Влияние функционального состояния на имплицитные самооценки

Дмитрий Вячеславович Иноземцев

Аннотация


Цель исследования - влияние функционального состояния на имплицитную самооценку. Это одно из первых исследований на русском языке, посвященных "имплицитным психическим феноменам". Выборку составили студенты вузов (N=90). Методы исследования: имплицитный ассоциативный тест, опросник «САН», и экспериментальная процедура, основанная на тесте «Прогрессивные Матрицы Равена».

Эксперимент состоит из трех стадий. На первой стадии у испытуемых замеряются показатели с помощью теста имплицитных ассоциаций и опросника «САН». На второй стадии люди проходят экспериментальную процедуру, основанную на методике «прогрессивных Матриц Равена». В результате испытуемым сообщаю заведомо ложные сведения об уровне их интеллекта. Затем мы проводим тест имплицитных ассоциаций и опросник «САН» второй раз. По результатам двух замеров функционального состояния по тесту «САН» выделяются две группы: экспериментальная и контрольная. Экспериментальную группу составляют люди, функциональное состояние которых изменилось от первого ко второму замеру, контрольную группу те, чьи результаты остались неизменными.

Затем сравниваются результаты по тесту имплицитных ассоциаций в двух группах. В итоге были получены значимые различия по имплицитной самооценке между группами (U=330, p<0,01). Таким образом, можно говорить о том, что на имплицитную самооценку влияет функциональное состояние человека.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Blanton, Hart; Jaccard, James (January 2006). "Arbitrary Metrics in Psychology". American Psychologist (American Psychological Association) 61 (1): 27–41.

Greenwald, A.G., & Banaji, M.R. (1995). Implicit social cognition: Attitudes, self-esteem, and stereotypes. Psychological Review, 102, 4-27.

Devine, P.G. (2001), "Implicit Prejudice and Stereotyping: How Automatic Are They?", Journal of Personality and Social Psychology 81 (5): 757–759

Greenwald, A.G., McGhee, D.E., & Schwartz, J.L.K. (1998). Measuring individual differences in implicit cognition: The Implicit Association Test. Journal of Personality and Social Psychology, 74, 1464-1480.

Greenwald, A.G., Poehlman, T.A., Uhlmann, E.L., & Banaji, M.R. (in press). Understanding and using the Implicit Association Test: III. Meta-analysis of predictive validity. Journal of Personality and Social Psychology.

Greenwald, A. G., Nosek, B. A., & Banaji, M. R. (2003). Understanding and using the Implicit Association Test: I. An improved scoring algorithm. Journal of Personality and Social Psychology, 85(2), 197–216.

Greenwald, A. G., McGhee, D. E., & Schwartz, J. K. L. (1998). Measuring individual differences in implicit cognition: The Implicit Association Test. Journal of Personality and Social Psychology, 74, 1464-1480.

Greenwald, A. G., Banaji, M. R., Rudman, L. A., Farnham, S. D., Nosek, B. A., & Mellott, D. S. (2002). A unified theory of implicit attitudes, stereotypes, self-esteem, and self-concept. Psychological Review, 109, 3-25.

Mierke, J., & Klauer, K.C. (2003). Method-specific variance in the Implicit Association Test. Journal of Personality and Social Psychology, 85, 1180-1192.

Nosek, B.A., Greenwald, A.G., & Banaji, M.R. (2005). Understanding and using the Implicit Association Test: II. Method variables and construct validity. Personality and Social Psychology Bulletin, 31, 166-180.

Nosek, B. A., Smyth, F. L., Hansen, J. J., Devos, T., Linder, N., Smith, C. T., et al. (2006). Pervasiveness and variability in implicit bias. Unpublished manuscript.

Olson, M. A.,&Fazio, R. (2004). Reducing the influence of extrapersonal associations on the Implicit Association Test: Personalizing the IAT. Journal of Personality and Social Psychology, 86, 653–667.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.