Психологические условия формирования профессиональной рефлексии у студентов, обучающихся техническим специальностям

Мария Викторовна Косцова

Аннотация


Описаны психологические условия формирования  профессиональной рефлексии у студентов, обучающихся техническим специальностям. Формирование профессиональной рефлексии у студентов технических специальностей должно проходить через актуализацию всех ее компонентов: способности к рефлексии (рефлексивность), профессиональной направленности личности, профессиональной идентичности и компетентности, способности к прогнозированию. Представлены структура и содержание авторской программы рефлексивных практикумов по формированию профессиональной рефлексии у обучающихся в техническом вузе студентов, содержащей четыре содержательных блока: рефлексивный, мотивационный, компетентный и прогностический.

Полный текст:

PDF

Литература


Аникина В. Г. Рефлексивный тренинг как средство разрешения конфликтных ситуаций / В.Г. Аникина // Культурно-историческая психология. - М.: Издательство МГППУ, 2009. - №3. - С. 5-7.

Дружилов С.А. Психология профессионализма. Инженерно-психологический подход / С.А. Дружилов. – Х.: Изд-во «Гуманитарный Центр» - 2011. – 296 с.

Дымова Т.В. Обучение педагогическому прогнозированию / Т.В. Дымова // Научный вестник Юга России. - Астрахань, 1998. - С. 24-26.

Кикоть В.Я., Якунин В.А. Педагогика и психология высшего образования: учебник / В.Я. Кикоть, В.А. Якунин. - СПб.: СПбГУ, 1996. – 320 с.

Климчук В.А. Тренинг внутренней мотивации / В.А. Климчук. – СПб.: Речь, 2006. – 76 с.

Краева М. Ю. Динамика прогностических способностей у студентов-психологов в образовательном процессе вуза: автореф. дис. на соискание начн. степени канд. психол. наук: спец. 19.00.07 «Педагогическая психология» / М. Ю. Краева. Ставрополь, 1999. - 26 с.

Осипова Н.Н. Подготовка учителей начальных классов к прогностической деятельности в обучении математике младших школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Осипова Наталья Николаевна: Пенза, 2000 - 145 c.

Регуш Л. А. Прогнозирование как познавательная способность. — в сб.: Проблемы развития познавательных способностей / Под ред. А.И. Раева. - Л., 1983. - С. 33-45.

Тренинг профессиональной идентичности: руководство для преподавателей вузов и практикующий психологов / Автор-составитель Л.Б. Шнейдер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство Московского НПО «МОДЭК», 2008. – 208 с. – (Серия «Библиотека психолога»).

Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия / Г.П. Щедровицкий. - М., 2005 – 800 с.

Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия /Исследования речемыслительной деятельности Г.П. Щедровицкий.- Алма-Ата, 1974.- С. 12-28.

Deci E.L. The psychology of selfdetermination. Toronto: Lexington Books, 1980.

Ryan R.M., Connell J.P. Perceived locus of causality and internalization: Examining reasons for acting in two domains // J. Pers. Soc. Psychol. 1989. - V. 57. - P. 749-761.

White R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychol. Rev. 1959. - V. 66. - P. 297- 333.

Woodworth R.S. Dynamics of behavior. N.Y.: Holt, 1958.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.