ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПЕРЕНЕСШИХ РЕАНИМАЦИЮ В НЕОНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Аннотация
Представлены результаты исследования уровней когнитивного функционирования детей дошкольного возраста, перенесших реанимацию в неонатальном периоде. Несмотря на перенесенное критическое состояние в сензитивный период развития психики и имевшееся действие некоторых патогенных факторов у большинства из 100 обследованных детей среднего и старшего дошкольного возраста отмечается нормальный уровень интеллекта, сформированная готовность к обучению в школе. По результатам тестирования методом цветных прогрессивных матриц Равена отмечаются хорошие показатели когнитивного функционирования. Вторую и третью группы, относительно одинаковые по численности (каждая около 20 % обследованной выборки), составили дети с пограничной интеллектуальной недостаточностью и с умственной отсталостью. Характеристики когнитивного функционирования детей этих групп корреспондируют с показателями парциального (для второй группы) и преимущественно тотального уровня его нарушения. Доказанный тестовым и нейропсихологическим методами характер нарушений психического развития (церебрастенический синдром в качестве осевого психопатологического симптомокомплекса – во второй группе, и олигофренический патопсихологический – в третьей) связываются с возможностями и характером возможных медико-психолого-педагогических мероприятий коррекционной и обучающей направленности. При этом в качестве опорных мишеней такой работы у детей второй группы называются сохранный познавательный интерес, достаточный ресурс механической и слухоречевой памяти). Показано, что более грубый и тотальный характер нарушений когнитивного функционирования и психических расстройств в целом у детей третьей группы сопровождается и подтвержденными методами нейровизуализации более выраженными морфофункциональными нарушениями, приведшими, в том числе к инвалидизации таких детей.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFСсылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.