СИСТЕМА ГРАФИЧЕСКИХ ФОРМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ ЗАДАЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Аннотация
В статье затрагивается актуальная проблема диагностики уровня понимания обучающимися задачной информации в процессе изучения технических дисциплин. Выявлено, что разработанные ранее критерии понимания словесного материала недостаточны при изучении большинства технических дисциплин в силу использования в них искусственных языков высокой степени абстрактности, требующих расширения диагностических критериев понимания. Понимание характеризуясь как процесс извлечения смыслов связывается с опытом субъекта познания, который в свою очередь является инструментом, формирующим образ реальности. Опираясь на аксиому, что самостоятельное извлечение смыслов из объективной реальности дает человеку не только количественный прирост опыта, но и изменение его качественных характеристик, проектируются оппозиционные шкалы, позволяющие отслеживать как обучающийся понимает задачную информацию. Подчеркивается важность системного подхода, позволяющего видеть задачную информацию в иерархической структуре и в развитии во времени. Это дает возможность переводить объективные составляющие задачи в субъективные с опорой на витагенный опыт субъекта познания.
Целью статьи является поиск адекватного нашему времени диагностического инструментария, позволяющего преподавателю не только выявить уровень понимания обучающимся проблемной ситуации, но и облегчить процесс понимания за счет построения алгоритма этой деятельности. Для достижения поставленной цели используются методы анализа теоретических и исторических предпосылок, диалектический анализ и синтез, системный анализ. Теоретическая значимость заключается в расширении представления о дидактических возможностях графического представления информации через призму реализации диагностических и дидактических функций. Практическая значимость заключается в разработке инструментария, позволяющего: диагностировать процесс понимания задачной информации обучающимися; облегчать процесс понимания; расширять и обогащать непосредственный, чувственный опыт решателя (обучающегося); простраивать алгоритмы мыслительной деятельности обучающихся, создавать условия для их перехода от конкретно чувственного созерцания через абстрактное мышление к осуществлению планирования практических действий.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFСсылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.