КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ: ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА
Аннотация
Введение. Рассматриваются два направления построения карьеры («вертикальное» и «горизонтальное»). Подчёркивается мотивирующая функция карьерной направленности личности. Приводится описание четырёх карьерных ориентаций: управление, предпринимательство, созидание, мастерство. Отмечается влияние социальных факторов на становление и формирование карьерных ориентаций личности.
Организация и методы исследования. Исследование проводится на репрезентативной выборке, охватывающей диапазон возраста испытуемых от 18 до 60 лет. Для диагностики карьерных ориентаций используется авторский опросник (КарО). Влияние факторов пола и возраста на карьерную направленность оценивается с помощью многомерного дисперсионного анализа.
Результаты и их обсуждение. Результаты оценки влияния факторов пола и возраста на карьерную направленность личности свидетельствуют о наличии тенденции к снижению направленности на построение карьеры по мере увеличения возраста, которая проявляется, преимущественно, для «вертикального» вектора карьерного развития. Описывается специфика возрастной динамики показателей отдельных карьерных ориентаций. Отмечается, что максимальные различия в результатах исследования у мужчин и женщин наблюдаются в периоды активного построения ими карьеры и отсутствуют у студентов и людей старше 50 лет. Приведены результаты корреляционного анализа, который показывает, что взаимосвязь карьерной направленности с объективными достижениями в карьере обнару живается только у специалистов со стажем более 7 лет и отсутствует на начальных этапах развития карьеры. Показано, что у студентов карьерные ориентации слабо дифференциро ваны и завышены по сравнению со специалистами, имеющими стаж работы.
Выводы и заключение. Подчёркивается адаптивный характер возрастных изменений карьерной направленности и влияние социальных факторов на снижение мотивации к построению карьеры. Карьерная направленность личности корректируется по мере получения профессионального опыта, чувствительна к влияниям профессиональной среды и подвержена гендерным и возрастным ограничениям. Особо подчёркивается, что прогноз будущих карьерных достижений на основе диагностики карьерных ориентаций студентов и молодых специалистов невозможен, поскольку взаимосвязь карьерной направленности с достижениями в карьере появляется только у специалистов со стажем.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFDOI: http://dx.doi.org/10.14529/psy160308
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.