ВЛИЯНИЕ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ)

Ольга Генриховна Кондратьева, Сергей Александрович Башкатов

Аннотация


Исследовали закономерности влияния нейродинамических характеристик на механизмы психологической защиты. Экспериментальную выборку составили 419 педагогов общеобразовательных школ г. Уфы (335 женщин и 94 мужчин). Определили преобладающие типы психологической защиты, основные характеристики нервной системы, доминирующую перцептивную модальность, уровень полушарного доминирования. Для статистической обработки использовали множественный регрессионный анализ. Выявили влияние подвижности нервных процессов, силы процессов возбуждения и торможения на функционирование механизмов психологической защиты разного уровня сложности. Наибольшую зависимость выбора психологической защиты от нейродинамических параметров наблюдали в случае регрессии и компенсации. Типы ведущей сенсорной системы не влияли на функционирование защитных механизмов. По мере усложнения механизмов психологической защиты уменьшалась их зависимость от свойств нервной системы. Практическая значимость полученных результатов заключается в целесообразности оценки силы процессов возбуждения, торможения и подвижности нервных процессов для объективного прогнозирования выбора типа психологической защиты.


Ключевые слова


сила процессов возбуждения, сила процессов торможения, подвижность нервных процессов, механизмы психологической защиты, педагоги, множественный регрессионный анализ.

Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.14529/psy160303

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.