Особенности интегральной индивидуальности учителей с разными стилями деятельности

Ирина Владимировна Долгополова

Аннотация


Описаны результаты экспериментального исследования особенностей стиля
деятельности и индивидуальности учителей. Показана роль индивидуального стиля как условия обеспечения эффективности педагогической деятельности в современной школе. В статье описаны результаты проведенных в отечественной психологии за последние 20 лет исследований различных сторон стиля деятельности. Подтверждены данные о четырехкомпонентной структуре стиля деятельности учителей, включающей в себя коммуникативные, организационные и самоорганизационные действия, а также действия, активизирующие интеллект учащихся. Проводилось сравнительное исследование на выборке из 100 учителей, преподающих гуманитарные, математические и естественно-научные дисциплины. По результатам кластерного анализа результатов исследования методом К-средних выделены два типичных стиля профессиональной деятельности: ориентированный на самоорганизацию деятельности самого учителя и ориентированный на активизацию интеллекта учащихся. В исследованной выборке преобладают представители первого типа стиля (около 58 % ее численности). С помощью прошедшей стандартизацию авторской методики «Опросник стиля деятельности учителей» выявлены различия в развитии 4 компонентов стиля у педагогов с разными его вариантами. Установлено, что высокий уровень самоорганизации учителей проявляется в трансляции организационных действий в отношении учащихся, а активизация интеллекта учащихся требует высокого уровня развития коммуникативных действий педагогов. Статистически достоверные различия проявляются в основном в результатах обследования личностных черт (нормативность поведения, дипломатичность, тревожность, самоконтроль), при том, что различий в характеристиках психодинамических свойств, свойств нервной системы и склонностей не обнаружено. Структура стиля деятельности оказалась более гармоничной и устойчивой у учителей с ориентацией на самоорганизацию деятельности.


Ключевые слова


стиль деятельности; интегральная индивидуальность; педагогическая деятельность; личностные черты; психодинамические свойства; свойства нервной системы

Полный текст:

PDF

Литература


Васюра, С.А. Особенности интегральной индивидуальности человека в связи с уровнем коммуникативной активности / С.А. Васюра, Н.И. Иоголевич // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2012. – Вып. 16. – С. 22–26.

Вяткин, Б.А. Человек-стиль-социум: полисистемное взаимодействие в образовательном пространстве: моногр. / Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин. – Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2007. – 108 с.

Долгополова, И.В. Стиль деятельности учителя начальных классов и его связь с особенностями деятельности и индивидуальности учащихся: дис. … канд. психол. наук / И.В. Долгополова. – Пермь, 2004. – 190 с.

Исмагилова, А.Г. Психология стиля педагогического общения: Полисистемное исследование: моногр. / А.Г. Исмагилова. – Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2003. – 272 с.

Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта / Е.А. Климов. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1969. – 278 с.

Краснов, А.В. Структура и функции профессиональной активности в интегральной индивидуальности: на материале учителей начальных классов: дис. ... канд. психол. наук / А.В. Краснов. – Пермь, 2012. – 184 с.

Коротаев, А.А. Качественная психологическая характеристика индивидуального стиля педагогического общения учителей / А.А. Коротаев, Т.С. Тамбовцева // Конфликт и личность в изменяющемся мире: материалы междунар. науч.-практ. конф., 2–5 окт. 2000 г. / отв.ред. Н.И. Леонов, С.Ф. Сиротин. – Ижевск, 2000. – С. 28–29.

Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. – М.: Педагогика, 1986. – 256 с.

Толочек, В.А. Стили профессиональной деятельности / В.А. Толочек. – М.: Смысл, 2000. – 199 с.

Торхова, А.В. Индивидуальный стиль деятельности учителя / А.В. Торхова // Педагогика. – 2003. – № 6. – С. 59–66.

Шведчикова, Ю.С. Взаимосвязь профессиональных способностей и стиля деятельности учителя-предметника в связи со свойствами индивидуальности: дис. ... канд. психол. наук / Ю.С. Шведчикова. – Пермь,

– 207 c.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.