Реализация акмеологического подхода в деятельности студенческого центра инновационных педагогических технологий
Аннотация
Представлены результаты применения акмеологического подхода при обучении студентов в вузе в виде специализированного центра, в котором условия для научной деятельности студентов направлены на приобретение ими исследовательского, коммуникативного, управленческого опыта. Раскрывается сущность акмеологического подхода и доказывается социальная необходимость его использования в высшем профессиональном образовании, с опорой на исследования отечественных акмеологических школ. В связи с таким примером реализации акмеологического подхода в вузе обосновывается необходимость переосмысления элементов педагогического процесса (целей, принципов, содержания, форм, методов, средств, условий и результата). Предложены педагогические условия формирования акмеологического потенциала будущих специалистов, в том числе специальные семинарские занятия по системной технологии В.А. Бухвалова. Представлены алгоритмы продуктивной реализации технологии интерактивного обучения, учитывающие региональную специфику (в рамках реализации в вузе педагогических условий формирования акмеологического потенциала будущего менеджера). Описана организационная структура Студенческого центра инновационных педагогических технологий и принципы его деятельности.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Акмеология: учебник / под ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 650 с.
Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
Бодалев, А.А. О предмете акмеологии / А.А. Бодалев // Психологический журнал. – 1993. – Т. 14. – № 5. – С. 73–80.
Вербицкая, Н.О. Теория и технология образования взрослых на основе витагенного (жизненного) опыта: дис. …д-ра пед. наук / Н.О. Вербицкая. – Екатеринбург, 2002. – 327 с.
Деркач, А.А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития / А.А. Деркач, Е.В. Селезнева. – Изд-во НПО «МОДЕК», 2006. – 496 с. – (Серия «Библиотека психолога»).
Деркач, А.А. Методология акмеологии / А.А. Деркач, Г.С. Михайлов // Психологический журнал. –1999. – Т. 20. – № 4. – С. 56–66.
Кузьмина, Н.В. О предмете акмеологии и направлениях ее развития в Петербургской научной акмеологической школе / Н.В. Кузьмина // Акмеология. – 2013. – № 3. – С. 9–13.
Леонтьева, Е.А. Акмеологический потенциал учителя как основа его профессионального самоопределения / Е.А. Леонтьева //tele-conf.ru: сайт «Альманах научных открытий» 08.07.2009. – http://tele-conf.ru/
aktualnyie-problemyi-gumanitarnyih-distsiplin-iprepo/
akmeologicheskiy-potentsial-uchitelyakak-
osnova-ego-professionalnogo-samoopredeleniya.
htm (дата обращения: 28.10.2012.).
Мотыгуллин, Д.Н. Формирование акмеологического потенциала будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук / Д.Н. Мотыгуллин / Казань: Казан. гос. пед. ун-т, 2001. – 202 с.
Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития / А.М. Новиков. – М.: Эгвес, 2000. – 272 с.
Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина. – 4-е изд., стер. – М.: Издат. центр «Академия», 2008. – 368 с.
Реан, А.А. Акмеология личности // А.А. Реан // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21. – № 3. – С. 88–96.
Резанович, И.В. Развитие профессионального мастерства менеджера в системе бизнес-образования: дис. … д-ра пед. наук / И.В. Резанович. – Магнитогорск, 2006. – 359 с.
Савенков, А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А.И Савенков // Исследовательская работа школьников. – 2004. – № 1. – С. 22–31.
Селезнева, С.М. Акмеологический потенциал как элемент стратегии жизненного успеха выпускника вуза // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2013. – Том 6, № 2. – С. 25–33.
Федотова, Г.А. Концептуальный подход к формированию эвристической деятельности студентов вуза: моногр. / Г.А. Федотова, Е.А. Пчелина. – Великий Новгород: Изд-во Новгородского гос. ун-та им. Ярослава Мудрого, 2004. – 192 с.
Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 416 с.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.