Методики исследования эго-идентичности

Елена Леонидовна Солдатова, Елизавета Вячеславовна Бенко

Аннотация


В данной статье представлен обзор психологических методов измерения эго-
идентичности, которые используются в современных зарубежных исследованиях. В работе предоставлены полные названия методик, их официальные сокращения, год создания, авторы, разработавшие их, краткие характеристики методик, теоретическая база, форма предъявления, а также примеры стимульного материала. Теоретической базой большинства методик является теория статусов идентичности Дж. Марсиа, согласно которой идентичность определяется с помощью двух основных терминов – исследование и принятие (exploration and commitment). В последнее время разрабатываются методики на основе модели стилей идентичности М. Берзонского, в которой предложены 3 стиля идентичности, отражающие способы решения проблем и задач, возникающих при формировании эго-идентичности (информационный, нормативный, диффузно-избегающий). В статье также представлены методики исследования эго-идентичности на основе концепции Э. Эриксона, которые распространены гораздо меньше, и методика исследования дистресса идентичности на основе критериев расстройства идентичности из DSM-III. Стимульный материал методик чаще всего представлен в форме списка утверждений, который предлагается оценить по шкале Лайкерта, другие возможные формы методик исследования идентичности, такие как полуструктурированное интервью, методики в форме вопросов с принудительным выбором из 2 предложенных высказываний и в форме Q-сортировки, встречаются реже. В конце статьи дана краткая характеристика нарративной техники «Мемуары идентичности» (Identity memories), которая показывает особый тип каузальной связи между прошлым опытом и опытом, переживаемым в данный момент, которая либо способствует, либо препятствует интеграции идентичности.


Ключевые слова


эго-идентичность; методики исследования статуса идентичности; стили идентичности; развитие идентичности; зарубежные исследования

Полный текст:

PDF

Литература


Barbot B. Structures Identitaires et Expression Créative à l'Adolescence. [Orientation Scolaire et Professionnelle], 2008, vol. 37 (4), pp. 483–507.

Bazuin-Yoder A. Positive and Negative Childhood and Adolescent Identity Memories Stemming from One’s Country and Culture-oforigin: A Comparative Narrative Analysis [Child & Youth Care Forum], 2011, vol. 40 (1),

pp. 77–92.

Berman S.L., You Yu-Fang, Schwartz S., Teo G., Mochizuki K. Identity Exploration, Commitment, and Distress: A Cross National Investigation in China, Taiwan, Japan, and the United States [Child & Youth Care Forum], 2011, vol. 40 (1), pp. 65–75.

Duriez B., Luyckx K., Soenens B., Berzonsky M. A Process Content Approach to Adolescent Identity Formation: Examining Longitudinal Associations Between Identity Styles and Goal. Journal of Personality, 2012, vol. 80 (1), pp. 135 –161.

Eryigit S., Kerpelman J. L. Cross-cultural Investigation of the Link Between Identity Processing Styles and the Actual Work of Identity in the Career Domain [Child & Youth Care Forum], 2011, vol. 40 (1), pp. 43–64.

Finzi-Dottan R., Bilu R., Golubchik P. Aggression and Conduct Disorder in Former Soviet Union Immigrant Adolescents: The Role of Parenting Style and Ego Children and Youth Services Review, 2011, vol. 33 (6), pp. 918–926.

Klimstra T. A., Hale W.W. III, Raaijmakers Q.A.W., Branje S. J. T., Meeus W.H.J. Identity Formation in Adolescence: Change or Stability? Journal of Youth and Adolescence, 2010, vol. 39 (2), pp. 150–162.

Klimstra T.A., Luyckx K., Germeijs V., Meeus W.H.J., Goossens L. Personality Traits and Educational Identity Formation in Late Adolescents: Longitudinal Associations and Academic Progress. Journal of Youth and Adolescence, 2012, vol. 41 (3), pp. 346–361.

Kunnen E.S., Sappa V., van Geert P.L.C., Bonica L. The Shapes of Commitment Development in Emerging Adulthood. Journal of Adult Development, 2008, vol. 15, pp. 113–131.

Marcotte J. Identity Development and Exploration and Their Psychosocial Correlates in Emerging Adulthood: A Portrait of Youths Attending Adult Education Centers in Quebec. Vulnerable Children and Youth Studies, 2009, vol. 4 (4), pp. 279–287.

Mullis R.L., Graf S.C., Mullis A.K. Parental Relationships, Autonomy, and Identity Processes of High School Students. The Journal of Genetic Psychology: Research and Theory on Human Development, 2009, vol. 170 (4), pp. 326–338.

Schwartz S.J. Zamboanga B.L., Wang Wei, Olthuis J.V. Measuring Identity from an Ericksonian Perspective: Two sides of the same coin? Journal of Personality Assessment, 2009, vol. 91 (2), pp. 143–154.

Soldatova E. Structure and Dynamics of Normative Crisis in Transition to Adulthood [Struktura i dinamika normativnogo krizisa v perehodnom vozraste]. Chelyabinsk, South Ural State University, 2007.

Shapovalenko I.V. Developmental Psychology [Psihologija razvitija]. Moscow, Gardariki, 2005.

Syed M., Seiffge-Krenke I. Personality Development from Adolescence to Emerging Adulthood: Linking Trajectories of Ego Development to the Family Context and Identity Formation. Journal of Personality and Social Psychology, 2013, vol. 104 (2), pp. 371–384.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.