Особенности интегральной индивидуальности человека в связи с уровнем развития коммуникативной активности

Светлана Александровна Васюра, Наталья Ивановна Иоголевич

Аннотация


Представлены результаты эмпирического исследования структуры интегральной индивидуальности человека в выборках лиц с высокой и низкой коммуникативной активностью. Выявлены различия в выраженности показателей ряда нейродинамических, психодинамических, личностных и социально-психологических свойств, установлены общие и уникальные связи между разноуровневыми свойствами индивидуальности, что свидетельствует о своеобразии структуры интегральной индивидуальности человека в связи с его высоким либо низким уровнем коммуникативной активности. При высоком уровне коммуникативной активности связи между разноуровневыми свойствами имеют более гармоничный характер.


Ключевые слова


интегральная индивидуальность человека; коммуникативная активность; разноуровневые индивидуальные свойства

Полный текст:

PDF

Литература


Абульханова, К.А. Психология и сознание личности. Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности: Избр. психол. труды / К.А. Абульханова. – М.: Изд-во психол.-соц. ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – 244 с.

Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – М.: Наука, 1977. – 380 с.

Анцыферова, Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности / Л.И. Анцыферова // Вопросы психологии. – 1978. – № 1. – С. 37–50.

Аржакаева, Т.А. Психологические трудности начинающих учителей: автореф. дис. …канд. психол. наук / Т.А. Аржакаева. – М., 1995. – 21 с.

Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.

Васюра, С.А. Коммуникативная активность школьников подросткового возраста и ее развитие / С.А. Васюра // Психологическая наука и образование. – 2002. – № 3. – С. 35–44.

Волошина, Т.А. Психологические механизмы повышения уровня активности общении: дис. ... канд. психол. наук / Т.А. Волошина.– Новосибирск, 1996. – 144 с.

Вяткин, Б.А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности / Б.А. Вяткин // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения: межвуз. сб. науч. тр. – Пермь: Изд-во ПГПУ, 1992. – С. 36–55.

Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / под ред. Б.А. Вяткина. – М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 1999. – 328 с.

Иоголевич, Н.И. Особенности индивидуальности студентов-менеджеров / Н.И. Иоголевич // Вопросы психологии. – 2005. – № 3. – С. 97–106.

Крупнов, А.И. Психологические проблемы исследования активности человека / А.И. Крупнов // Вопросы психологии. – 1984. – № 3. – С. 25–32.

Крупнов, А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности: учеб. пособие / А.И. Крупнов. – Свердловск, 1983. – 72 с.

Крупнов, А.И. Системная диагностика и коррекция общительности: моногр. / А.И. Крупнов. – М.: Изд-во РУДН, 2007. – 131 с.

Лабунская, В.А. Гендерные конструкты невербального общения// Общение-2006: на пути к энциклопедическому знанию: материалы конф. ПИ РАО / В.А. Лабунская. – М.: Изд-во Акад. имиджелогии, 2006. – С. 176–186.

Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г. Рузской. – М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 387 с.

Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.

Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1984. – 444 с.

Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. – М.: Педагогика, 1986. – 254 с.

Панферов, В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения / В.Н. Панферов // Психол. журнал. – 1987. – Т. 8. – № 4. – С. 51–60.

Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 216 с.

Петровская, Л.А. О природе компетентности в общении / Л.А. Петровская // Мир психологии. – 1996. – № 3.(8). – С. 31–35.

Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с.

Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / сост. Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, М.Р. Щукин. – М.: Смысл, 2011. – 636 с.

Ратанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: учеб. пособие / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1998. –

с.

Решетова, Т.Я. Стилевые характеристики психической активности субъекта: дис. …д-ра психол. наук / Т.Я. Решетова. – Сочи, 2003. – 333 с.

Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. – М.: Изд-во АН СССР, 1957. – 328 с.

Рыжов, В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки. автореф. дис. …д-ра психол. наук / В.В. Рыжов. – Новосибирск, 1995. – 35 с.

Тырнова, О.А. Психологические различия в проявлениях общительности у юношей и девушек: дис. … канд. психол. наук / О.А. Тырнова. – М., 1996. – 139 с.

Фомина, Т.Г. Стилевые особенности общительности педагогов с различным уровнем развития осознанной саморегуляции / Т.Г. Фомина, В.И. Моросанова // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2011. – № 2 (16). – http://psystudy.ru (дата обращения 02.12. 2011).

Шляхта, Д.А. Индивидуально-типические особенности активности личности в коммуникативной, волевой и познавательной сферах: автореф. дис. … канд. психол. наук / Д.А. Шляхта. – М., 2008. – 22 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.