СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КРИСТАЛЛИЗОВАННОГО ИНТЕЛЛЕКТА: МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И СВЯЗИ С КОГНИТИВНЫМИ И ЛИЧНОСТНЫМИ ПЕРЕМЕННЫМИ

Екатерина Михайловна Лаптева

Аннотация


Представлен обзор исследований кристаллизованного интеллекта. Обсуждаются место кристаллизованного интеллекта в структуре способностей, представления о его природе и закономерностях развития. Рассматривается вклад личностных факторов в развитие кристаллизованного интеллекта, а также связи кристаллизованного интеллекта с показателями материального, физического и эмоционального благополучия. Описаны основные типы тестов кристаллизованного интеллекта, а также приведены русскоязычные методики диагностики.

Ключевые слова


интеллект, кристаллизованный интеллект, способности, диагностика, тест

Полный текст:

PDF

Литература


Батурин, Н.А. Универсальный интел-лектуальный тест (УИТ СПЧ-М). Руково-дство / Н.А. Батурин, Н.А. Курганский. – Че-лябинск; С.-Петербург. – 2003.

Батурин, Н.А. Разработка и стан-дартизация теста интеллекта для среднего школьного возраста / Н.А. Батурин, Н.А. Кур-ганский // Психологическая наука и образова-ние. – 2005. – № 3. – С. 74–85.

Гаврилова, Е.В. Использование пери-ферийной информации в решении задач как функция интеллекта / Е.В. Гаврилова, Д.В. Ушаков // Экспериментальная психоло-гия. – 2012. – Т. 5, № 3. – С. 21–31.

Григорьев, А.А. Апробация теста об-щей осведомленности в России / А.А. Гри-горьев, И.В. Журавлев, Ю.В. Журавлева и др. // Психология. Журнал Высшей школы эконо-мики. – 2016. – Т. 13, №. 4. – С. 636–646.

Гуревич, К.М. Руководство по приме-нению теста структуры интеллекта Ру-дольфа Амтхауэра / К.М. Гуревич, М.К. Аки-мова, В.Т. Козлова, Г.П. Логинова. – Обнинск: Принт, 1993.

Лаптева, Е.М. Феномен подсказки в решении задач: когнитивный и эмоциональ-ный аспекты: дис. … канд. психол. наук / Е.М. Лаптева. – М., 2012.

Корнилов, С.А. Методический комплекс для диагностики академических, творческих и практических способностей / С.А. Корнилов, Е.Л. Григоренко // Психологический журнал. – 2010. – Т. 31, № 2. – С. 90–103.

Корнилова, Т.В. Ригидность, толе-рантность к неопределенности и креатив-ность в системе интеллектуально-личност¬ного потенциала человека / Т.В. Корнилова // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2013. – №. 4. – С. 36–47.

Разумникова, О.М. Особенности влия-ния основных личностных черт на показате-ли интеллекта у мужчин и женщин / О.М. Разумникова // Экспериментальная пси-хология. – 2013. – Т. 6, №. 4. – С. 31–39.

Разумникова, О.М. Возрастные осо-бенности взаимосвязи интеллекта и само-оценки качества жизни / О.М. Разумникова, Л.В. Прохорова, А.А. Яшанина // Успехи ге-ронтологии. – 2016. – Т. 29, № 2. – С. 353–359.

Ackerman, P.L. The locus of adult intel-ligence: knowledge, abilities, and nonability traits / P.L. Ackerman, E.L. Rolfhus // Psychol-ogy and aging. – 1999. – V. 14, № 2. – P. 314.

Ashton, M.C. Fluid intelligence, crystal-lized intelligence, and the openness/intellect fac-tor / M.C. Ashton et al. // Journal of Research in Personality. – 2000. – V. 34, №. 2. – P. 198–207.

Bates, T.C. Crystallized intelligence as a product of speed and drive for experience: the relationship of inspection time and openness to g and Gc / T.C. Bates, A. Shieles // Intelligence. – 2003. – V. 31, № 3. – P. 275–287.

Batey, M. Intelligence and personality as predictors of divergent thinking: The role of gen-eral, fluid and crystallised intelligence / M. Batey, T. Chamorro-Premuzic, A. Furnham // Thinking Skills and Creativity. – 2009. – V. 4, № 1. – P. 60–69.

Beauducel, A. Perspectives on fluid and crystallized intelligence: facets for verbal, nu-merical, and figural intelligence / A. Beauducel, B. Brocke, D. Liepmann // Personality and indi-vidual differences. – 2001. – V. 30, № 6. – P. 977–994.

Beaver, K.M. A closer look at the role of parenting-related influences on verbal intelli-gence over the life course: Results from an adop-tion-based research design / K.M. Beaver et al. // Intelligence. – 2014. – V. 46. – P. 179–187.

Bosma, H. To what extent does IQ'ex-plain' socio-economic variations in function? / H. Bosma et al. // BMC Public Health. – 2007. – V. 7, № 1. – P. 179.

Bouchard, T.J. The Wilson effect: the in-crease in heritability of IQ with age / T.J. Bou-chard // Twin Research and Human Genetics. – 2013. – V. 16, № 5. – P. 923–930.

Christensen, H. The relationship between health and cognitive functioning in a sample of elderly people in the community / H. Christensen et al. // Age and Ageing. – 1994. – V. 23, №. 3. – P. 204–212.

Dang, C.-P. Unitary or nonunitary na-ture of working memory? Evidence from its rela-tion to general fluid and crystallized intelligence / C.-P. Dang, J. Braeken, E. Ferrer, C. Liu // In-telligence. – 2012. – Vol. 40. – P. 499–508.

Deary, I.J. Is age kinder to the initially more able?: Differential ageing of a verbal abil-ity in the Healthy Old People in Edinburgh Study / I.J. Deary, J.M. Starr, W.J. MacLennan // Intel-ligence. – 1998. – V. 26, № 4. – P. 357–375.

Frenzel, A.C. Girls and mathematics – A “hopeless” issue? A control-value approach to gender differences in emotions towards mathe-matics/ A.C. Frenzel, R. Pekrun, T. Goetz // European Journal of Psychology of Education. – 2007. – V. 22, № 4. – P. 497–514.

Furnham, A. Approaches to learning and the acquisition of general knowledge / A. Furn-ham et al. //Personality and Individual Differ-ences. – 2007. – V. 43. – № 6. – P. 1563–1571.

Ghisletta, P. et al. Two thirds of the age-based changes in fluid and crystallized intelli-gence, perceptual speed, and memory in adult-hood are shared / P. Ghisletta et al. // Intelli-gence. – 2012. – V. 40, № 3. – P. 260–268.

Hill, B.D. Need for cognition is related to higher general intelligence, fluid intelligence, and crystallized intelligence, but not working memory / B.D. Hill et al. // Journal of Research in Personality. – 2013. – V. 47, № 1. – P. 22–25.

McArdle, J.J. Modeling the dynamic hy-potheses of Gf–Gc theory using longitudinal life-span data / J.J. McArdle et al. // Learning and Individual Differences. – 2000. – V. 12, № 1. – P. 53–79.

Mednick, S. The associative basis of the creative process / S. Mednick // Psychological review. – 1962. – V. 69, № 3. – P. 220.

Minehan, J.A. Predictors of adolescent drug use: Cognitive abilities, coping strategies, and purpose in life / J.A. Minehan , M.D. New-comb, E.R. Galaif // Journal of Child & Adoles-cent Substance Abuse. – 2000. – V. 10, № 2. – P. 33–52.

Pietschnig, J. Item-response theory mod-eling of IQ gains (the Flynn effect) on crystal-lized intelligence: Rodgers' hypothesis yes, Brand's hypothesis perhaps / J. Pietschnig, U.S. Tran, M.Voracek // Intelligence. – 2013. – V. 41, № 6. – P. 791–801.

Raven, J. The Raven's progressive matri-ces: change and stability over culture and time / J. Raven // Cognitive psychology. – 2000. –

V. 41, № 1. – P. 1–48.

Rindermann, H. Reciprocal effects be-tween fluid and crystallized intelligence and their dependence on parents' socioeconomic status and education / H. Rindermann, C. Flores-Mendoza, M. Mansur-Alves // Learning and Individual Dif-

ferences. – 2010. – V. 20, № 5. – P. 544–548.

Schipolowski, S. On the nature of crystal-lized intelligence: The relationship between ver-bal ability and factual knowledge / S. Schipolowski, O. Wilhelm, U. Schroeders // Intel-ligence. – 2014. – V. 46. – P. 156–168.

Schweizer, K. A revision of Cattell's invest-ment theory: Cognitive properties influencing learn-ing / K. Schweizer, W. Koch // Learning and Individ-ual Differences. – 2002. – V. 13, № 1. – P. 57–82.

Ziegler, M. et al. Openness, fluid intelli-gence, and crystallized intelligence: Toward an integrative model / M. Ziegler et al. // Journal of Research in Personality. – 2012. – V. 46, № 2. – P. 173–183.




DOI: http://dx.doi.org/10.14529/psy170406

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.