ТЕСТОВЫЕ И ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ СИСТЕМЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЗДОРОВЫХ СИБЛИНГОВ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация
Представлены материалы комплексной психологической диагностики особенностей системы семейных отношений в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС). Целью исследования являлось изучение особенностей отношений сиблингов к членам их семей и выявления особенностей их восприятия своей семьи в целом, а также сравнение личностных особенностей здоровых сиблингов, имеющих сибса с РАС, и сиблингов, имеющих только здоровых сибсов. Использовался комплекс проективных методик в сочетании с количественными методами. Установлены высокая тревожность, неуверенность в себе, высокая фрустрированность, осторожность, низкий уровень общительности, низкий уровень интеллектуальной продуктивности здоровых сиблингов из семей с детьми, страдающими РАС. Показано наличие проблем в общении и в социальных отношениях у здоровых сиблингов, а также изолированность такой семьи и конфликтные отношения в ней в целом. Выявлено рассогласование идентификации с отцом и более высокая степень его эмоционального отвержения у здоровых сиблингов, имеющих сибса с РАС. Показана эффективность и высокая значимость использования методического комплекса, включающего проективные методики. Полученные данные позволяют определить мишени для психокоррекционной работы с семьями, имеющими детей с РАС.
1. Бернс Р. С., Кауфман С. Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки / Пер. с англ. 2-е изд., стереотипное. М.: Смысл, 2003. -146 стр.2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство М.: Владос-пресс, 2005. – 160 с. ил.
3. Грегг М. Ферс. Тайный мир рисунка: исцеление через искусство. Изд. 2-е. СПб.: Деметра, 2014. - 198 с.
4. Дилео Д. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация / Пер. с англ. яз. – М. ИОИ. 2017. – 262 стр.
5. Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов: Монография. – СПб.: КАРО, 2006. - 672 с.
6. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2004, 408 стр.
7. Маховер К. проективный рисунок человека / Пер. с англ. 6-е изд., исправленное. М.: Смысл, 2012. -158 стр.
8. Селигман М., Дарлинг Р.: Обычные семьи, особые дети. Изд. 3-е. М.: Теревинф, 2013. – 368 с.
9. Собчик Л. Н. Метод цветовых выборов – модификация восьмицветового теста Люшера. Практическое руководство. – СПб., Речь, 2013. 128 с.
10. Федотова Э.Л. Самоощущение ребенка, имеющего сиблинга с аутизмом // Детский аутизм: исследования и практика. 2008, стр. 144–185.
11. Хоментаускас Г. Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи. Дис. Канд. психол. наук. М., 1984. -221 с.
12. Цветовой тест отношений: Метод. рекомендации / сост. Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд. Л.: НИПИ им. В.М. Бехтерева, 1985. 20 с.
13. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И., В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 3-е. – СПб.: Речь, 2007. 352 с., илл.
14. Эткинд А. И. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика. М.: МГУ, 1987. С. 221–227
15. Baron-Cohen S., Bolton P. Autism: The Facts. Oxford University Press, 1993, 124 pages.
16. Buck J. N. House-Tree-Person Technique: Manual Revised Edition. Los Angeles, Calif.: Western Psychological Services, 1970. – 350 p.
17. Fury G, Carlson E, Sroufe A. Children's representations of attachment relationships in family drawing. Child Dev 1997; 68(6): 1154-64.https://doi.org/10.2307/1132298
18. Gurguis W. R. Resistance to drawings the family: a feature of the Family Drawing Test. – International Journal of Family Psychiatry, 1981, 2, p. 115-124
19. Hayden V. The other children. Exceptional Parent, 4, pp. 26-29. 1974.
20. Kanner L. Autistic disturbances of affective contact// Nervous Child 1943. Vol. 2. – 217 p.
21. Klorer PG, Chapman L, Eds. Cumulative trauma and art therapy: Neurodevelopmental advances in theory and practice. Presentation at the American Art Therapy Association, Inc. 35th Annual Conference; 2004 Nov 10-14; San Diego, California 2004.
22. Koppitz E. M. Psychological evaluation of children s human figure drawings. – N. Y., London: Grune & Straton, 1968. – 341 p.
23. Meyer D.J., Vadasy P.F. Living with a brother or sister with special needs. A book for sibs. – University of Washington Press, 1996, 144 pages.
24. Meyers R. Like normal people. New York: McGraw-Hill. 1978, 203 pages
25. Myers D. V. Toward an objective evaluation procedure of the Kinetic Family Drawings (KFD). Journal of Personality Asessment, 1978, 42, p. 358-365. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327752jpa4204_5
26. Schubert D.T. Sibling Adjustment and Family Functioning: Children with Autistic, Mentally Retarded and Nonhandicapped Siblings. DePaul University, 1994, 210 pages.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFDOI: http://dx.doi.org/10.14529/psy170401
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.