ВРЕМЕННОЙ АСПЕКТ ОБРАЗА-Я У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ

Юлия Валерьевна Батенова

Аннотация


В статье представлены результаты исследования проблемы временного аспекта образа-Я у дошкольников с разным уровнем тревожности. Охарактеризована специфика временного аспекта образа себя, определены основные условия развития временного аспекта в дошкольном возрасте. Проанализирован образ-Я у старших дошкольников с разным уровнем тревожности, рассмотрены особенности «Я в прошлом», «Я в настоящем», «Я в будущем». В рамках эмпирического исследования удалось подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что временной аспект образа себя у дошкольников с разным уровнем тревожности будет иметь отличия. Сравнительный анализ временного аспекта образа-Я у дошкольников с разным уровнем тревожности показал, что образы себя имеют эмоциональную окраску, причем при высоком уровне тревожности эмоциональная окраска нейтральная или негативная, при низком и среднем уровне тревожности – положительная или нейтральная. Основные отличия в рисунках «Мое прошлое, настоящее и будущее» отражены в следующем: различная цветовая гамма – дошкольники с низким и средним уровнем тревожности используют широкую цветовую гамму преимущественно теплых оттенков, что свидетельствует об отсутствии агрессивных проявлений, страха, тревоги; дошкольники с высоким уровнем тревожности используют скудную цветовую гамму, холодные оттенки, иногда рисунок выполняется в одном цвете, что характеризует проявление агрессивных тенденций, проявлений страха и тревоги, заниженную самооценку. Основные отличия в Я-фигуре наблюдаются в изображении «Я в будущем»: дошкольники с низким и средним уровнем тревожности часто представляют себя в той профессии, в которой работают их родители; дошкольники с высоким уровнем тревожности выбирают профессии, в которых наблюдается влияние на других людей, символы силы и власти. Статистическая обработка данных полученных в результате исследования подтверждает значимые различия в особенностях временного аспекта образа-Я в прошлом, настоящем и будущем у дошкольников с разным уровнем тревожности.

Ключевые слова


дошкольник, Образ-Я, самоотношение, самосознание, развитие личности, тревожность, временной аспект, психологическое время, «Я в прошлом», «Я в настоящем», «Я в будущем»

Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.14529/psy180305

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.