РЕГИСТРАЦИЯ УСКОРЕНИЯ И ПЕРЕГРУЗКИ КАК ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛЕТНЫМ ПРОФЕССИЯМ

Владимир Федорович Тележкин, Андрей Николаевич Рагозин, Павел Сергеевич Подкорытов, Антон Алексеевич Пашков

Аннотация


Описаны некоторые аспекты совершенствования учебного процесса, направленного на развитие профессионально-важных психофизических и психофизиологических качеств. Эти качества рассмотрены в качестве отдельной специфической составляющей системы профессионально важных качеств личности, как центрального теоретического конструкта инженерной психологии и психологии труда. С позиции психофизиологии описано влияние феноменов ускорения и перегрузки как важных динамических факторов, реагирование на которые требует наличия определенных психофизических и психофизиологических характеристик. На материале особенностей подготовки  обучающихся летным профессиям отражены психофизиологические эффекты, возникающие в ситуациях прямолинейного, радиального и углового ускорения, а также ускорения Кориолиса. Рассмотрены некоторые психофизиологические по своему происхождению реакции сердечно-сосудистой системы в зависимости от тренированности и адаптации вестибулярной системы на вращательную нагрузку, ускорение и перегрузку. Отражено, что применение в учебном процессе приборов и устройств, построенных на принципах современных информационных технологий, позволяет регистрировать и анализировать испытываемые в экспериментальных условиях ускорения и перегрузки. Описана принципиальная схема и основные характеристики датчика ускорения, информация от которого передается по помехозащищенному беспроводному каналу с минимальными пороговыми значениями фактически измеренных величин ускорения 1,5g  с последующей её обработкой методами искусственного интеллекта.

Ключевые слова


профессионально важные качества, психофизиологические свойства, летные специальности, датчики ускорения, IT -технологии

Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.14529/psy180210

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.