ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В НОРМЕ, В УСЛОВИЯХ СТРЕССА И ПРИ ПАТОЛОГИИ: БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Аннотация
Представлены результаты публикаций по психологическим проблемам питания как одной из важнейших функций живого организма, обеспечивающей адаптивное функционирование всех его систем посредством энергетического обмена. С опорой на предложенные Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) основы и принципы рационального, или так называемого «здорового» питания показано его влияние на укрепление здоровья и развитие и коррекцию соматических и психических заболеваний. Описаны результаты исследований, раскрывающих роль нездорового питания как одного из основных факторов риска для здоровья человека.
Структурированно представлены общие вопросы проблемы питания и пищевого поведения, клиническая типология его нарушений, психофизиологические, психологические и социально-психологические аспекты исследований этой проблемы. Отражены представления о роли стресса и его следствий на развитие пищевых девиаций и стресс-индуцированных расстройств. Дана характеристика состояния психодиагностического инструментария для изучения пищевого поведения.
В обобщение результатов дана оценка терминологического поля, характеризующего здоровое и нездоровое пищевое поведение, критериев их дифференциации. На основании анализа существующих классификаций обоснованы необходимость расширения типологии вариантов пищевого поведения, основанной в том числе на психологических категориях. Приведены аргументы, подкрепляющие представления о связи нарушений пищевого поведения с соматическими и психическими заболеваниями. Обоснована важнейшая роль стресса в формировании нарушений пищевого поведения и стресс-индуцированных заболеваний. В рамках описанной трехсторонней модели влияния отражено социальное влияние факторов семьи, сверстников и СМИ на такое поведение. Поставлен вопрос о необходимости разработки методологии и инструментального, в том числе психометрического обеспечения исследований проблемы нормы и патологии пищевого поведения в нашей стране.Ключевые слова
Полный текст:
PDFDOI: http://dx.doi.org/10.14529/psy180310
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.