ТВОРЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО ПЕДАГОГА КАК РЕСУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ
Аннотация
Рассматривается актуальность развития творческих способностей учащихся в современном мире и значение творческого лидерства педагогов как устойчивого личностного свойства и как эффекта влияния. Представлены результаты эмпирического исследования творческого лидерства педагогов как ресурса педагогического влияния. Определение стиля лидерства педагогов осуществлялось с помощью концепции многофакторного лидерства Б. Басса. Для исследования эффектов влияний субъектов в совместной творческой деятельности и за пределами актуального взаимодействия применялась проективная методика «Периодическое стимульное пространство» В исследовании приняли участие 11 педагогов и 63 учащихся старших классов МАОУ № 94 г. Челябинска. Установлено, что творческое лидерство педагогов как совокупность влияний на учеников в совместной деятельности (интерэффекты личностного стиля) и за ее пределами (метаэффекты личностного стиля) связано с индивидуальными особенностями их активности (личностным стилем). Было установлено, что педагоги с «установочным стилем активности» чаще оказывают «эффекты согласованного выбора общего», в то время как педагоги с «надситуативным стилем активности» несколько чаще оказывают «эффект восхождения к общему». У педагогов с выраженными установками трансформационного лидерства преобладают такие стимулирующие метаэффекты влияния на учеников, как усиление тенденции продуктивной активности за пределами актуального взаимодействия (метаэффект «резонанса»).
Ключевые слова
творческое лидерство, психология творчества, трансформационное лидерство, метаэффекты, личностный стиль, педагог
Полный текст:
PDFDOI: http://dx.doi.org/10.14529/psy190108
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.