Влияние материнских стратегий утешения на психическое развитие младенцев

Игорь Андреевич Тишевской

Аннотация


В результате экспериментального исследования установлено, что младенцы, чьи матери были обучены адекватно использовать оральное утешение, качественное общение и игру для поддержания баланса активности ребенка, демонстрировали в год более высокие, чем в контрольной группе, показатели развития социальной адаптации, восприятия и познавательной активности, речевого развития и др. После разлуки эти дети, независимо от уровня стресса разлучения, активнее искали контакт с матерью и меньше демонстрировали поведение избегания матери при сильном стрессе.


Ключевые слова


дородовая подготовка матерей, качество взаимодействия матери и младенца, психическое развитие младенцев

Полный текст:

PDF

Литература


О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Приказ министерства здравоохранения РФ № 50 от

02.03.

Стерн, Д.Н. Межличностный мир ребенка: взгляд с точки зрения психоанализа и психологии развития. – СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2006. –376 с.

Микиртумов, Б.Е. Клиническая психиатрия раннего детского возраста / Б.Е. Микиртумов, А.Г. Кощавцев, С.В. Гречаный. –СПб.: Питер, 2001. – 256 с.

Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.

Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.

Мухамедрахимов, Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие / Р.Ж. Мухамедрахимов. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. – 286 с.

Мухамедрахимов, Р.Ж. Особенности привязанности у детей в семьях и домах ребенка / Р.Ж. Мухамедрахимов, Н.Л. Плешкова // Дефектология. – № 2. – 2008. – С. 37–44.

Ainsworth, M.D.S. Infant-mother attachment / M. D. S.Ainsworth // Amer. Psychologist. 1979. – № 34 (10). – P. 932–937.

Тишевской, И.А. Психическое развитие младенца с позиций аллостатической парадигмы адаптации / И.А. Тишевской // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2010. – Вып. 9. – № 17 (193). – С. 62–67.

Карандашев, В.Н. Изучение оценочной тревожности / В.Н. Карандашев, М.С. Лебедева, Ч. Спилбергер // Руководство по использованию методики Ч. Спилбергера. – СПб.: Речь, 2004. – 80 с.

Методические материалы к программному комплексу Лонгитюд-ЭДК. Экспертная система Лонгитюд. Экспериментально-диагностический комплекс (ЭДК). –

-е изд., перераб. и доп. (соответствующая версия программы: 10.2.25) / под ред. С.А. Мирошникова. – СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2010. – 196 с.

Мухамедрахимов, Р.Ж. Метод изучения привязанности у младенцев и детей раннего возраста / Р.Ж. Мухамедрахимов, Н.Л. Плешкова // Практикум по возрастной психологии / ред.: Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – 2-е изд. – Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2008. – С. 608–631.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.