Интегративный подход в диагностике универсальных учебных действий
Аннотация
Представлено обоснование интегративного подхода к диагностике многокомпонентных системных образований. Рассматриваются принципы, направления и условия реализации интегративного подхода в диагностике универсальных (надпредметных) учебных действий школьников, развитие которых является приоритетом новых образовательных стандартов Российской Федерации.
Основные структурные элементы статьи: проблема психологической диагностики развития универсальных учебных действий; принципы интегративного подхода в диагностике многокомпонентных системных образований; активность субъекта сферы жизнедеятельности: понятие и теоретическая модель; учебная активность как предиктор развития универсальных учебных действий.
Приводятся результаты двух эмпирических исследований: 1) психометрического исследования «Вопросника учебной активности школьника» на выборке 1123 школьников 14–16 лет; 2) исследования психологических особенностей 299 подростков 13–14 лет в трех группах: с относительно высоким, средним и низким уровнями агрегированного индекса учебной активности.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Абульханова, К.А. Ретроспектива и перспектива / К.А. Абульханова, С.Л. Рубинштейн // Проблема субъекта в психологической науке. – М.: ИП РАН, 2000. – С. 13–27.
Андреева, А.Л. Диагностика эмоционального отношения к учебе в среднем и старшем школьном возрасте / А.Л. Андреева // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М.: Просвещение, 1987. – С. 129–146.
Бузин, В.Н. Краткий отборочный тест / В.Н. Бузин. – М.: Смысл, 1998. – 26 с.
Волочков, А.А. Психодиагностика универсальных учебных действий: новый подход / А.А. Волочков // XXVI Мерлинские чтения: Психологические инновации в образовании: материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 90-летию со дня образования ПГПУ, г. Пермь, 20–22 сент. 2011 г. / науч. ред. Б.А. Вяткин; ПГПУ. – Пермь: Изд-во ПГПУ, 2011. – С. 11–14.
Волочков, А.А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход / А.А. Волочков. – Пермь: Изд-во ПГПУ, 2007. – 375 с.
Волочков, А.А. Активность субъекта и развитие учащегося: теория, диагностика и проблемы развивающих технологий / А.А. Волочков. – Пермь: ПОИПКРО, 2003. – 100 с.
Волочков, А.А. Активность субъекта сферы жизни: теоретическая модель и эмпирика / А.А. Волочков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2010. – Т. 7, № 1. – С. 12–45.
Волочков, А.А. Вопросник учебной активности / А.А. Волочков. – Пермь: Изд-во ПГПУ, 2002. – 46 с.
Волочков, А.А. Диагностика универсальных учебных действий: от экстенсивного к интегративному подходу / А.А. Волочков // Научно-методическое обеспечение профессиональной деятельности психолога образования: сб. науч. ст. / под ред. Н.В. Нижегородцевой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. – С. 44–55.
Волочков, А.А. Учебная активность в структуре интегральной индивидуальности (на материале младших школьников): автореф. дис. … канд. психол. наук. – Пермь, 1997. – 210 с.
Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
Джидарьян, И.А. Категория активности и ее место в системе психологического знания / И.А. Джидарьян // Категории материалистической диалектики в психологии. – М.: Наука, 1988. – С. 56–88.
Дусавицкий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности / А.К. Дусавицкий. – М.: Дом педагогики, 1996. – 208 с.
Ежегодник профессиональных рецензий и обзоров. Методики психологической диагностики и измерения. – Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2010. – Т. 1.
Завалишина, Д.Н. Принцип иерархии в психологии / Д.Н. Завалишина // Принцип системности в психологических исследованиях. – М.: Наука, 1990. – С. 25–33.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
Карпов, А.В. Психология метакогнитивных процессов личности / А.В. Карпов, И.М. Скитяева. – М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2005. – 352 с.
Ключникова, Г.А. Методика изучения самооценки школьников / Г.А. Ключникова // Вопросы психологии. – 1984. – № 1. – С. 111–113.
Моросанова, В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека / В.И. Моросанова. – М.: Наука, 2010. – 519 с.
Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М.: МГУ, 1989. – 334 с.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.
Реан, А.А. Психология изучения личности / А.А. Реан. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 288 с.
Репкин, В.В. Развивающее обучение: теория и практика. Статьи / В.В. Репкин, Н.В. Репкина. – Томск: Пеленг, 1997. – 288 с.
Рукавишников, А.А. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла: Руководство по использованию / А.А. Рукавишников, М.В. Соколова. – СПб.: ИМАТОН, 1995. – 89 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: МинОбрНауки РФ, 2009. – 41 c.
Ханин, Ю.Л. Диагностика состояния тревоги и личностной тревожности у детей и подростков: метод. рекомендации / Ю.Л. Ханин. – Вильнюс, 1988. – 18 с.
Цукерман, Г.А. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования / Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 4. – С. 77–90.
Цукерман, Г.А. Развитие учебной самостоятельности / Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер. – М.: ОИРО, 2010. – 432 с.
Шапкин, С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов / С.А. Шапкин. – М.: Смысл: ИП РАН, 1997. – 140 с.
Шнайдер, Л.Б. Основы психодиагностики: учеб.-метод. пособие / Л.Б. Шнайдер. – М.: МОСУ, 1994. – 205 с.
Щебланова, Е.И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование»: пособие для школьных психологов / Е.И. Щебланова. – М.: Соборъ, 1996. – 132 с.
Kohlberg, L. The development of children’s orientations toward a moral order / L. Kohlberg // Vita Humana. – 1963. – № 6. – P. 11–35.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.