Школьная дезадаптация у детей с недоразвитием речи и ее предупреждение

Александр Николаевич Корнев

Аннотация


У 350 детей в возрасте 7–14 лет, обучающихся в коррекционной школе для детей с тяжелым недоразвитием речи, было проведено комплексное клинико-психологическое и нейролингвистическое лонгитюдное исследование. На протяжении 4–5-летнего наблюдения у большинства детей было отмечено редуцирование отклонений в речевом развитии и прогресс в развитии коммуникативных навыков. Но у некоторых из них на определенном этапе развития внезапно развивались состояния дезадаптации, регресса школьных навыков, умственной продуктивности, повышение утомляемости, черты агрессивного поведения, снижение настроения, расстройства невротического спектра. Эти явления рассматриваются как признаки декомпенсации психологического состояния. Статистический анализ показал, что наиболее часто (почти у половины обследованных) эти состояния возникают в возрастном диапазоне 9,5–11,5 лет. Полученные данные послужили основанием для разработки программы медико-психолого-педагогической превенции (МППП), фокус-группой для апробации которой были дети 9,5–11,5 лет с первичным недоразвитием речи (ПНР). Двухлетний опыт применения МППП у детей группы риска с ПНР дал позитивные результаты, позволил снизить число декомпенсаций или уменьшить их тяжесть.


Ключевые слова


речь, язык, недоразвитие, декомпенсация, превенция

Полный текст:

PDF

Литература


Белова-Давид, Р.А. Нарушения речи у дошкольников / Р.А. Белова-Давид. – М.: Просвещение,1972.

Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений / Э. Берн. – Киев: PSYLIB, 2004.

Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 5: Основы дефектологии / Л.С. Выготский; под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983.

Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4: Детская психология / Л.С. Выготский; под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика,1984.

Ковалева, М.К. Этапы развития биоэлектрической активности головного мозга школьников / К.М. Ковалева // Здоровье, развитие, личность / под ред. Г.Н. Сердюковской, Д.Н. Крылова. – М.: Медицина, 1990.

Корнев, А.Н. Применение нейропсихологических методов исследования у детей / А.Н. Корнев // Методы нейропсихологической диагностики / Л.И. Вассерман, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон. – СПб.: Стройлеспечать,

Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – 3-е изд. – СПб.: Речь, 2003.

Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2006.

Переслени, Л.И. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития / Л.И. Переслени, Т.А. Фотекова // Дефектология. – 1993. – № 5.

Слинько, О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи / О.А. Слинько // Дефектология. – 1992. – № 1.

Anderson, J.R. Language, memory, and thought / J.R. Anderson. – Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1976.

Baker, L. A prospective psychiatric follow-up of children with speech/language disorders / L. Baker, D.P. Cantwell // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. – 1987. – V. 26.

Baltaxe, C.A. Communication deficit in preschool children with psychiatric disorders / C.A. Baltaxe, J.Q. Simmons // Seminar in speech and Language. – 1988. – V. 8.

Bates, E. Symbols and Syntax: A Darwinian Approach to Language Development / E. Bates, D. Thal, V. Marchman // Biological and Behavioral Determinants of Language Development / N. Krasnegor, D. Rumbaugh, R. Schiefelbusch, M. Studdert-Kennedy (Eds.). – Hillsdale,

Communication disorders and emotional/ behavioral disorders in children and adolescents / B. Prizant, L. Audet, G. Burke et al. // J. of Speech and Hearing Disorders. – 1990. – V. 55.

Hick, R. Cognitive abilities in children with specific language impairment: consideration of visuo-spatial skills / R. Hick, N. Botting, G. Conti-Ramsden // Int. J. Lang. Commun. Disord. – 2005. – V.40, №.2.

Hill, E.L. Nonspecific nature of specific language impairment: a review of the literature with regard to concomitant motor impairments / E.L. Hill // Int. J. lang. comm. Disorders. – 2001. – V. 36, № 2.

Jenkins, S. Behaviour problems in preschool children / S. Jenkins, M. Bax, H. Hart // J. Child Psychol. Psychiatry. – 1980. – V. 21.

Johnston, J.R. Cognitive abilities of children with language impairment / J.R. Johnston // Specific language impairments in children Communication and language intervention series / R.V. Watkins, M. Rice (Eds.) – Baltimore, 1994. – V. 4.

Language delay in a community cohort of young children / S.M. Horwitz, J.R. Irwin, M.J. Briggs-Gowan et al. // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. – 2003. – 42.

Lindsay, G. Longitudinal patterns of behaviour problems in children with specific speech and language difficulties: child and context factors / G. Lindsay, J. Dockrell, S. Strand // British Journal of Educational Psychology. – 2007. – V. 77.

Redmond, S. Stability of behavioural ratings of children with SLI / S. Redmond, M. Rice // Journal of Speech, Language and Hearing Research. – 2002. – V. 45.

Sameroff, A. The social context of development / A. Sameroff // Contemporary topics in development / N. Eisenburg (Ed.) – New York, 1987.

Seven-year follow-up of speech/language impaired and control children: Psychiatric outcome / J.H. Beitchman, E.B. Brownlie, A. Inglis et al. // J. Child Psychol. Psychiatry. – 1996. – V. 37.

Stevenson, J. Behavior, language, and development in three-year-old children / J. Stevenson, N. Richman // J. Autism Dev. Disord. – 1978. – V. 8.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.