Психологические и гендерные особенности понимания учителем личности ученика

Анна Сергеевна Фомиченко

Аннотация


Исследованы особенности понимания учителем личности ученика. Рассматриваются личностные и профессиональные характеристики педагога, а также воздействие внешних условий на формирование образа учащегося. Особое внимание уделяется особенностям понимания личности ученика, зависящим от социальной полоролевой позиции учителя и самого учащегося. Подчеркивается актуальность и важность изучения педагогом собственных представлений об ученике для последующей коррекции своего поведения.


Ключевые слова


образ личности ученика, личностные и профессиональные ка- чества учителя, внешние воздействия, полоролевая позиция педагога и учащихся

Полный текст:

PDF

Литература


Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л.: Изд-во «ЛГУ», 1969. – 339 с.

Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с.

Деминский, В.А. Образ учащегося в сознании педагога: гендерный аспект / В.А. Деминский // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 1. – С. 38–44.

Еремеева, Д.В. Мальчики и девочки – два разных мира / Д.В. Еремеева, Т.П. Хризман. – М.: Изд-во «Линка-пресс», 1998. – 184 с.

Ершова, Л.Д. Особенности перцептивных способностей учителя / Л.Д. Ершова // Психология труда и личности учителя / под ред. А.И. Щербакова. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1979. – С. 91–107.

Иванова, Е.Ю. Межличностное восприятие в педагогическом общении / Е.Ю. Иванова // Психология учителя: материалы VII съезда Общества психологов в

СССР. – М., 1989. – С. 56–57.

Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений: моногр. / Е.П. Ильин. – СПб.: Изд-во «Питер», 2009. – 576 с.

Имидж современного учителя: гендерный аспект / И.В. Кузина, Е.С. Касаткина, Т.В. Тюрина, О.А. Круглова // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». – 2010. – Июнь (№ 2 (7)). – http://www.grani.vspu.ru

Коломинский, Я.Л. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии / Я.Л. Коломинский, Н.А. Березовин. – М.: Изд-во «Знание», 1977. – 82 с.

Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Изд-во «Просвещение», 1989. – 320 с.

Кондратьева, С.В. О социально-психологической совместимости учителя и учащихся / С.В. Кондратьева, И.А. Рапопорт, Т.С. Токарская // Советская педагогика. – 1975. – № 7. – С. 31–39.

Кондратьева, С.В. Основы индивидуального подхода к учащимся. (Понимание учителем школьника как сторона педагогического мастерства) / С.В. Кондратьева, В.М. Роздобудько. – Киев, 1976. – 45 с. (на укр. яз.).

Кондратьева, С.В. Понимание учителем личности учащегося / С.В. Кондратьева // Вопросы психологии. – 1980. – № 5. – С. 46–59.

Леонтьев, А.Н. Образ мира: в 2 т. / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения. – М.: Изд-во «Педагогика», 1983. – Т. 2. – С. 251–261.

Максакова, В.И. О влиянии восприятия педагогом своего воспитанника на развитие индивидуальности школьника / В.И. Максакова // Теоретические и прикладные проблемы психологии понимания людьми

друг друга: тез. докл. – Краснодар: КубГУ, 1975. – С. 256–257.

Митина, Л.М. Индивидуальный подход и схематическая типизация учащихся / Л.М. Митина // Вопросы психологии. – 1991. – № 5. – С. 28–35.

Мишутин, Д.А. Профессионально-педагогическое общение учителя и ученика на уроке физической культуры: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Д.А. Мишутин. – СПб., 1992. – 18 с.

Ожигова, Л.Н. Гендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии (На материале педагогической профессии): дис. ... канд. психол. наук / Л.Н. Ожигова. – Краснодар, 2000. – 196 c.

Реан, А.А. Педагогика: учеб. для вузов / А.А. Реан, Н.В. Бордовская. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 304 с.

Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 432 с.

Реан, А.А. Психология познания педагогом личности учащихся / А.А. Реан. – М.: Высшая школа,1990. – 80 с.

Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломенский. – СПб.: Изд-во «Питер», 1999. – 416 с.

Регуш, Л.А. Прогностическая способность учителя и ее диагностика / Л.А. Регуш. – Л.: Изд-во «ЛГПИ», 1989. – 92 с.

Рожкова, С. Особенности педагогической культуры учителей-мужчин и учителей-женщин / С. Рожкова // Первое сентября. – 2007. – № 4. – С. 11–16.

Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. – М.: Изд-во «Просвещение», 1991. – 128 с.

Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. В 11 т. Т. 8. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский. – М.; Л.: Изд-во «АПН

РСФСР», 1950. – 575 с.

Щербаков, А.И. Психологические основы формирования личности учителя / А.И. Щербакова. – М.: Изд-во «Просвещение», 1967. – 266 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.