К вопросу о влиянии метакогнитивных процессов на понимание научного текста

Ольга Викторовна Лазарева

Аннотация


Разработка и внедрение эффективных педагогических технологий обучения студентов пониманию научных текстов является одной из наиболее важных проблем педагогической психологии. Это связано с тем, что понимание является не только результатом познавательной деятельности, но и, одновременно, – условием формирования системы профессиональных компетенций будущих специалистов. В статье представлен относительно новый для отечественной науки метакогнитивный подход к решению данной проблемы. В работе раскрываются представления отечественных и зарубежных авторов о метакогнитивных процессах, их структуре и специфике. На основе теоретического обзора литературы автором выделяются и описываются функции метакогнитивных процессов в понимании научного текста. Приводятся результаты эмпирического исследования влияния метакогнитивных процессов на понимание текста и психологическая характеристика метакогнитивных процессов студентов с разными уровнями понимания научного текста.


Ключевые слова


когнитивная психология, метакогнитивные процессы, мета- когнитивная регуляция, понимание научного текста

Полный текст:

PDF

Литература


Жинкина, С.А. Работа над научным текстом / С.А. Жинкина, С.П. Курганова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 96 с.

Золотухина, Т.О. Психолого-педагогические условия оптимизации понимания учебных текстов: автореф. дис. … канд. психол. наук / Т.О. Золотухина. – Владимир, 2004. – 32 с.

Иванова, В.П. Понимание научного текста как фактор формирования интеллектуальной культуры студентов: дис ... канд. психол. наук / В.П. Иванова. – Бишкек,

– 179 c.

Карпов, А.В. Психология метакогнитивных процессов личности / А.В. Карпов, И.М. Скитяева. – М.; Ярославль: Институт психологии РАН, 2005. – 352 с..

Корнилов, Ю.О. О различиях метакогниций учебной и профессиональной деятельности / Ю.О. Корнилов // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / под ред. Т. Галкиной и Э. Лоарера; пер. с фр. И. Блинниковой. – М.: Ин-т психологии РАН,

– С. 191–201.

Лефрансуа, Г.Р. Прикладная педагогическая психология / Г.Р. Лефрансуа. – СПб.: Питер, 2007. – 265 с.

Микк, Я.А. Оптимизация сложности учебного текста / Я.А. Микк. – М.: Просвещение, 1981. – 119 с.

Миллер, Дж. Планы и структура поведения / Дж. Миллер, Е. Галантер. – М.: Прогресс, 1965. – 238 с.

Практикум по общей и экспериментальной психологии : учеб. пособие / В.Д. Балин и др.; под общ. ред. А.А. Крылова. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. – 225 с.

Формирование учебной деятельности студентов / под ред. В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 240 с.

Холодная, М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования / М.А. Холодная. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.

Чепелева, Н.В. Психология чтения текста студентами вуза / Н.В. Чепелева. – М.: Наука, 1990. – 100 с.

Branch, J.L. The Trouble with Think Alouds: Generating Data Using Concurrent Verbal Protocols / J.L. Branch. – http://www.caisacsi.ca/proceedings/2000/branch_2000.pdf .

Buchel, R. Intervention metacognitive in learning disabled students with and without Attention Deficit Hyperactivity Disorder / R. Buchel – http://www.unige.ch/fapse/SSE/teachers/buchel/cuso2003/Buchel.pdf.

Flavell, J.H. Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive-developmental inquiry / J.H. Flavell //American Psychologist. – 1979. – V. 34, № 10. – P. 906–911. – http://en.wikipedia.org/wiki/ Metacognition.

Hacker, D. Metacognition: Definition and Empirical Foundations / D. Hacker. – http://www.psyc.memphis.edu/trg/meta.htm.

Schraw, G., Moshman, D. Metacognitive theories / G. Schraw, D. Mo // Educational Psychology Review. – 1995. – № 7. – P. 351–371. http://gcq.sagepub.com


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.