Соотношение социально-психологической интеграции одаренных учащихся в группе и развития их интеллектуальных и творческих способностей (лонгитюдное исследование)

Вера Геннадьевна Грязева-Добшинская, Вера Александровна Глухова, Алиса Сергеевна Мальцева, Петр Сергеевич Глухов

Аннотация


Представлены результаты лонгитюдного исследования социально-психологических проблем развития и интеграции одаренных учащихся в инновационном образовательном учреждении (лицее).


Ключевые слова


динамика интеллектуальных и творческих способностей, социально-психологическая интеграция одаренных учащихся в группе, социометрический статус и персонализация одаренных учащихся

Полный текст:

PDF

Литература


Белова, С.С. Интеллект и адаптация / С.С. Белова, Е.А. Валуева, Д.В. Ушаков // Журнал прикладной психологии. – 2006. – № 6. – С. 49–53.

Богоявленская, Д.Б. Одаренность и проблемы ее идентификации / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская // Психологическая наука и образование. – 2000. – № 4. – С. 5–13.

Глухова, В.А. Анализ социально-психологических исследований межличностных отношений одаренных детей в группе сверстников / В.А. Глухова // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск,

– № 6. – С. 281–283.

Глухова, В.А. Социально-психологическая интеграция одаренных учащихся в группе и развитие их интеллектуальных и творческих способностей: автореф. дис… канд. психол. наук / В.А. Глухова. – Саратов, 2010. – 26 с.

Грязева, В.Г. Одаренные дети: экология творчества / В.Г. Грязева, В.А. Петровский. – М.: ПИ РАО. – Челябинск: ЧГИИК, 1993. – 45 с.

Грязева-Добшинская, В.Г. Взаимосвязь динамики интеллектуальных и творческих потенциалов одаренных учащихся со спецификой межличностных отношений в классе / В.Г. Грязева-Добшинская, В.А. Глухова,

А.С. Мальцева, П.С. Глухов // Социальная психология творчества – 2008: сб. науч. трудов / отв. ред. В.Г. Грязева-Добшинская, – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. – С.29–65.

Грязева-Добшинская, В. Г. Социальная психология творчества. Теоретические основы. Эмпирические исследования. Прикладные разработки: учеб. пособие / В.Г. Грязева-Добшинская. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ,

– 234 с.

Грязева-Добшинская, В.Г. Тест ранней интеллектуально-творческой одаренности / В.Г. Грязева-Добшинская // Вестник практической психологии образования. – 2005. – № 1. – С. 104–109.

Грязева-Добшинская, В.Г. Тест Роршаха в диагностике творческой активности личности / В.Г. Грязева-Добшинская // Психология образования: региональный опыт: материалы Второй нац. науч.-практ. конф. – М.: Изд-во МГППУ, 2005. – С. 90–91.

Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с.

Ларионова, Л.И. Модель интеллектуальной одаренности и культурно-психологические факторы ее развития / Л.И. Ларионова // Сибирский психол. журнал. – 2005. – № 21. – С. 157–162.

Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: учеб. пособие / А.М. Матюшкин. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. – 192 с.

Петровский, А.В. Индивид и его потребность быть личностью / А.В. Петровский, В.А. Петровский // Вопросы философии. – 1982. – № 3. – С. 44–53.

Петровский, А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии / А.В. Петровский // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – С. 15–29.

Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. – Ростов н/Д.: ФЕНИКС, 1996. – 510 с.

Стеценко, А. Социокультурная парадигма в изучении одаренности: недостающие звенья / А. Стеценко // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997. – С. 210–234.

Ушаков, Д.В. Психология одаренности и проблема субъекта / Д.В. Ушаков // Проблема субъекта в психологической науке / ред. А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.Н. Дружинин. – М.: «Академический проект», 2000. – С. 212–226.

Хеллер, К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков / К.А. Хеллер // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997. – С. 243–264.

Шумакова, Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н.Б. Шумакова. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. – 334 с.

Щебланова, Е.И. Современные лонгитюдные исследования одаренности / Е.И. Щебланова, И.С. Аверина // Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – С. 134–140.

Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. – М.: МПСИ: Изд-во «Флинта», 1997. – 224 с.

Amabile, T.M. The Social Psychology of Creаtivity / T.M. Amabile. – New York; Berlin; Heidelberg; Tokyo: Springer-Verland, 1982. – 245 p.

Csikszentmihalyi, M. Сulture, time and development of talent / M. Csikszentmihalyi, R.E. Robinson // Conception of giftedness. – Cambridge: Cambridge University Press, 1986. – P. 264–284.

Harre, R. Personal being: A theory for individual psychology / R. Harre. – Cambridge: Harvard University Press, 1984. – 299 p.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.