Социально-психологическая адаптация и особенности интеллектуального развития детей с различными формами дизонтогенеза

Анна Михайловна Алексеева, Маргарита Николаевна Ильина, Ольга Юрьевна Щелкова

Аннотация


Приводятся результаты исследования уровня и структуры интеллекта, а также связи этих характеристик с уровнем социально-психологической адаптации 100 детей с различными формами дизонтогенеза. С помощью клинико-психологического, анамнестического и психометрического (WISC) методов сравнивались дети от 8 до 14 лет c преимущественным нарушением познавательных функций (1 группа, 53% детей; средний IQ=70,75) и с преимущественными личностно-поведенческими расстройствами, обусловленными органическим поражением головного мозга (2 группа, 43% детей; средний IQ=91,60, р<0,001). Выявлено, что у детей 1 группы уровень социальной адаптации положительно взаимосвязан с показателями вербальных субтесов WISC «Арифметический» и «Сходство», а также с Вербальным IQ. В группе детей с личностно-поведенческими аномалиями (группа 2) уровень социально-психологической адаптации взаимосвязан только с одним показателем WISC «Складывание фигур». Таким образом, успешность социальной адаптации у детей с нарушением познавательной деятельности связана, преимущественно, с уровнем вербального понимания и коммуникативных навыков, а у детей с личностно-поведенческими аномалиями – с конструктивными способностями, развитием интуитивного мышления, пространственного анализа и синтеза. Полученные данные могут способствовать целенаправленному проведению и, в целом, более полной адаптации детей с психическими нарушениями.


Ключевые слова


психические расстройства у детей, уровень и структура интеллекта, социально-психологическая адаптация

Полный текст:

PDF

Литература


Тенденции состояния психического здоровья детского населения Омской области / Е. Г. Бунькова, Ж.В. Гудинова, Т.А. Драчук и др. // Современные проблемы социальной педиатрии и организации здравоохранения: сб. науч. тр. – СПб., 2006. – С. 213–216.

Ильина, М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей / М.Н. Ильина. – СПб.: Питер, 2006. – 368 с.

Калиниченко, О.В. Психическое здоровье детей и подростков как актуальная медико-социальная проблема, и пути его улучшения: 10 Мнухинские чтения. Взаимодействие специалистов в области психического здороья детей и подростков по преодолению агрессивных факторов социальной среды / О.В. Калиниченко, М.В. Петров, М.Н. Степанова. – СПб., 2011. – С. 133–136.

Коляденко, Н.В. Оказание медико-социальной помощи детям с нарушениями психического здоровья / Н.В. Коляденко. – Киев: КIМ, 2008. – 159 с.

Крысько, В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии / В.Г. Крысько. – СПб., Питер, 2003. – 416 с.

Лебединская, К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте: учеб. пособие для вузов / К.С. Лебединская, В.В. Лебединский. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Академический проект, 2011. – 303 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.