Влияние семейного окружения на особенности эмоциональных нарушений у детей с неврозами и неврозоподобными расстройствами

Алина Эмильевна Вейц

Аннотация


В статье представлен анализ результатов исследования влияния семейного окружения на особенности эмоциональных нарушений детей с неврозоподобными расстройствами и неврозами. Выявлены виды родительского отношения и типы семейного воспитания в семьях детей исследуемых групп. В семьях детей с неврозоподобными расстройствами отмечается недостаточное принятие ребенка, чрезмерный контроль за действиями ребенка, недооценивание ребенка как личности, патологизирующее семейное воспитание по типу доминирующей гиперпротекции. В семьях детей с неврозами тип воспитания соответствует потворствующей гиперпротекции, выявлены признаки неуверенности в выборе воспитательной стратегии, предпочтения в ребенке детских качеств, смыслообразующей роли ребенка в жизненной ситуации. Определены особенности структуры личности детей каждой группы в зависимости от видов родительского отношения и типов семейного воспитания. Для детей с неврозоподобными расстройствами характерны эмоциональная неустойчивость, незрелость, отсутствие ответственности за свои поступки, возбудимость, нетерпеливость, напряженность, зависимость от окружающих, несамостоятельность, легкомысленность. Для детей с неврозами – тревожность, вялость, апатичность, ригидность, сниженный фон настроения, молчаливость, подозрительность, напряженность, зависимость от окружающих, несамостоятельность. Показано, что дети обеих групп используют неэффективные типы фрустрационного реагирования. Проведен корреляционный анализ влияния семейного окружения на особенности структуры личности и типы фрустрационного реагирования детей каждой исследуемой группы.


Ключевые слова


neuroses in children, neurosis-like disorders, emotional disorders, types of family upbringing, types of parent-child relations

Полный текст:

PDF

Литература


Александер, Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение / Ф. Александер. – М.: Ин-т общегуманитар. исслед., 2009. – 320 с.

Александровская, Э.М. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кеттелла: метод. рекомендации / Э.М. Александровская, И.Н. Гильяшева. – Изд. 2-е. – М.: Фолиум, 1993. – 56 с.

Варга, А.Я. Опросник родительских отношений / А.Я. Варга, В.В. Столин. – М.: Медицина, 1977. – 272 с.

Вейц, А.Э. Дифдиагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС / А.Э. Вейц // Медицинская психология в России. – 2011. – № 1. – http://medpsy.ru (дата обра-

щения: 28.02.2011).

Вилюнас, В. Психология эмоций / В. Вилюнас. – СПб.: Питер, 2008. – 496 с.

Гарбузов, В.И. Неврозы у детей и их лечение / В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев. – Л.: Медицина, Ленингр. отд-ние, 1977. – 272 с.

Детская психиатрия: учеб. / под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2005. – 1120 с.

Додонов, Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. – М.: Политиздат, 1978. – 122 с.

Исаев, Д.Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия / Д.Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2004. – 384 с.

Клиническая психология / под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2007. – С. 391–397.

Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей / В.В. Ковалев. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Медицина, 1995. – 560 с.

Кулакова, Т.Л. Школьная успеваемость детей, родившихся в патологических родах / Т.Л. Кулакова, Л.В. Якушева // Материалы Первой Всесоюзной конференции по неврологии и психиатрии детского возраста. – М.: Политиздат, 1974. – С. 169–170.

Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: Речь, 2006. –176 с..

Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2003. – 400 с.

Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2010. – 384 с.

Мамайчук, И.И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции / И.И. Мамайчук // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 5. – С. 12–18.

Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. – СПб.: Речь, 2006. – 120 с.

Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – С. 271–280.

Эйдемиллер, Э.Г., Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 1999. – 652 с.

Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с.

Lopez, D.F. Children’s action-control beliefs and emotional regulation in the social domain / D.F. Lopez, T.D. Little // Developmental Psychology. – 1996. – № 32. – Р. 299–312.

Rosenzweig, S. The picture-assotiation method and its application in study of reactions to frustration / S. Rosenzweig // J. of Personality. – 1945. – № 13. – Р. 3.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.