Особенности общения со сверстниками детей-сирот с различным уровнем депривации

Наталья Валерьевна Виноградова, Лидия Сергеевна Рычкова

Аннотация


Рассмотрены проблемы общения со сверстниками детей-сирот, отличающихся по уровню депривации. Установлено решающее значение общения как фактора формирования личности. Психическая депривация рассматривается как неудовлетворение потребностей, возникающее в результате дистанционирования человека от необходимых источников их удовлетворения, прежде всего в семейной сфере, и ведущее к разрушению эмоциональных связей детей-сирот с окружающей их социальной средой. Выделены критерии диагностики уровня психической депривации по показателям психомоторного развития. Представлены результаты сравнительного эмпирического исследования особенностей общения со сверстниками у детей-сирот с различным уровнем депривации и у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в родительских семьях.


Ключевые слова


дети-сироты, общение, депривация, критерии депривации, психомоторика

Полный текст:

PDF

Литература


Борякова, Н.Ю. Психолого-педагогическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада / Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына // Коррекционная педагогика. – 2003. – № 2. – С. 45–48.

Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.

Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.

Макарова, И.В. Влияние особенностей развития психомоторики на успешность начального обучения / И.В. Макарова. – М.: ЧаРо, 2000. – 169 c.

Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2004. – 400 с.

Прихожан, А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: Питер, 2007. – 400 с.

Романенко, Р.Н. Анализ факторов, определяющих структуру и динамику задержки психомоторного развития детей в условиях семейной депривации / Р.Н. Романенко, С.С. Гусева, Д.Н. Харькина. – http://www. vsma.ac.ru/publ/priam/011-1/site/index28.html

Рычкова, Л.С. Специальная психология: учеб. пособие / Л.С. Рычкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 157 с.

Сиротство как социальная проблема / под ред. Л.И. Смагиной. – Минск: ГДП «Спектр-Диалог», 2005. – 104 с.

Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. – М.: Сфера, 2003. – 228 с.

Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Гуманит. издат. центр «ВЛАДОС», 2005. – 158 с.

Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р.Д. Тригер. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.

Cousins, M. Developmental Coordination Impairments in Adulthood / M. Cousins, M.M. Smyth // Hum Mov Sci 22. – 2003. – November. – Р. 433–459.

Novella, S. Psychomotor Patterning: A Critical Look / S. Novella // Neuropsychobiology. – 2005. – № 4. – Р. 16–25.

Wilms-Floet, A.M. Motor Skills Disorder / A.M. Wilms-Floet, J. M. Maldonado-Durán, S. Lubin. – USA; Maryland: University of Maryland School of Medicine, 2006. – 56 р.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.