НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ СОХРАНЕНИИ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Аннотация
Авторы данной статьи – коренные жители Санкт-Петербурга, для которых город – это не просто набор видов «от дома до работы», а живой организм, который можно и нужно охранять. История противостояния Петербурга, чья уникальность не в последнюю очередь обеспечивается за счёт ровного рельефа и небесной линии, открывающейся изнутри города, а не извне, и зданий, стремящихся вверх, а не вширь, имеет более чем двухсотлетнюю историю, когда Николай I ввел первый в истории России высотный регламент.
Отчасти это решение оказалось прологом к будущей драме, разыграющейся к середине ХХ века. Город поделился на условные «центр» и «периферию», причём последняя будет использоваться всё больше как ругательство. Её архитектурный облик никого не волновал – впрочем, как и сегодня. Здесь-то и кроется корень проблемы – высотные здания страшны не сами по себе, и вовсе не вертикальные доминанты губят город; его губит окружение из разлапистых, бездумных и бездушных жилых комплексов.
Недавно Михаил Борисович Пиотровский ввёл в обиход выражение «провинциализация Петербурга» – правда, в контексте не касающихся темы этой работы исторических реалий. Но это, пожалуй, наиболее ёмкое описание и текущей градостроительной политики в том числе. Абсолютное большинство застройщиков не может или не хочет понимать, что методы, работающие в Москве, Екатеринбурге, Омске или Томске, совершенно инородны на невских землях. В результате налицо конфликт интересов – заказчик хочет «быстрее, выше, сильнее» и с минимальным сроком окупаемости, а целые ансамбли исторических зданий в центре города пустуют и разрушаются ввиду невозможности выполнения ими вышеобозначенных целей. Возникает резонный вопрос – а зачем тогда они?
Статья призвана найти ответы на вечные вопросы урбанистики – где проходит грань между сохранением и «омузеиванием», как приспособить (почти) средневековый город к современной жизни, не потеряв его лица, и как государство, одной рукой составляя охранные нормы, другой рукой поощряет девелоперов, их нарушающих.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Sobchak A. A. [Saving for Humanity]. Our Inheritance, 1991, no 6, pp. 114–116. (in Russ.)
Vishnevskiy B.L. Dom so l'vami: obyknovennoe ubiystvo [House with lions: an ordinary murder]. Availa-ble at: http://novayagazeta.spb.ru/articles/4971/. (accessed 10.10.2016).
Pankratova I. "DP" stalo izvestno, na kakikh usloviyakh Andrey Yakunin vedet biznes s upravdelami pre-zidenta ["DP" became aware of the conditions under which Andrei Yakunin is doing business withthehead of the Department of Presidential Affairs]. Available at: https://www.dp.ru/a/2016/06/05/Sezonnaja_skidka. (accessed 5.10.2016).
Rabotnova V. Zvezdnaya bolezn' doma so l'vami [Star fever at home with lions]. Available at: http://novayagazeta.spb.ru/articles/4481/. (accessed 23.09.2016).
Gryaznevich V. Smol'nyy khochet uzakonit' snos istoricheskikh zdaniy [Smolny wants to legalize the dem-olition of historic buildings]. Available at: http://www.rbc.ru/spb_sz/06/09/2016/57ce7ca29a794705139d26d7. (accessed 30.09.2016).
Nemirovskiy M. Gorod poluchil okhrannye zony s otsrochkoy [The city received security zones with an ad-journment]. Available at: https://ok-inform.ru/stroitelstvo/65127-gorod-poluchil-okhrannye-zony-s-otsrochkoj.html. (accessed 18.10.2016).
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.