СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ПУТИ ПОТРЕБИТЕЛЯ В РЕАЛЬНОЙ И ЦИФРОВОЙ СРЕДАХ

Борис Евгеньевич Токарев, Игорь Владиславович Семенов, Сергей Иванович Шкаровский

Аннотация


В предлагаемом материале представлены результаты анализа состояния исследований в области востребованной в маркетинговой деятельности модели маршрута потребителя. Представлено сравнение подходов к реализации этой модели в случаях реального продукта и виртуального. Показано, что эти подходы заметным образом различаются. Проанализировано состояние и варианты использования модели воронки продаж, которая отражает ключевые этапы следования потребителя по пути достижения желаемой покупки. Показано, что потребительский опыт имеет существенное влияние на результаты продаж всех возможных видов продуктов. В случае виртуальных продуктов возникает необходимость учитывать и возвратные движения, которые представляются в виде обратных связей. Более того, эти обратные связи могут иметь и положительный характер, и отрицательный. Критически осмыслены различия в вариантах пути потребителя в зависимости от отрасли, продукта и деятельности компании. Проанализировано влияние внешних и внутренних факторов на формирование этого пути и содержание каждого из входящих в него этапов, в том числе с учетом его принципиального отличия для виртуальных продуктов. В выводах констатируется, что цифровая среда для компаний дает возможность гибким образом адаптировать свои подходы к моделированию пути потребителя. Им доступны более оперативные инструменты перестраивания его маршрутизации.


Ключевые слова


маркетинг, маркетинговое исследование, поведение потребителей, воронка продаж, виртуальный продукт, процесс покупки, путь потребителя, конверсия, обратная связь, потребительский опыт.

Полный текст:

XML

Литература


Балахнин И. Маршрут построен! Применение карт путешествия потребителя для повышения продаж и лояльности. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 140 с.

Барлетта М. Как покупают женщины. Чем маркетинг для женщин отличается от маркетинга для мужчин. – М.: ООО «Вершина», 2004. – 272 с.

Бланк С. Стартап: Настольная книга основателя. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 616 с.

Глушаков Д. 7 шагов к построению эффективной воронки продаж. – https://vc.ru/marketing/52388-7-shagov-k-postroeniyu-effektivnoy-voronki-prodaz.

Дью Р., Сайрус А. Клиентский опыт: Как вывести бизнес на новый уровень. – М.: Альпина Паблишер, 2020. – 320 c.

Котлер Ф., Картаджайа Х., Сетиаван А. Маркетинг 4.0. Разворот от традиционного к цифровому: технологии продвижения в интернете. – М.: Эксмо, 2019. – 224 с.

Маркеева А.В. Современные подходы к определению потребительского опыта // European Social Science Journal. – 2011. – № 7. – С. 378–384.

Роулс Д. Мобильный маркетинг: мобильные технологии – революция в маркетинге, коммуникациях и рекламе. – М.: Олимп-Бизнес, 2019. – 296 с.

Стамалиева А.А., Ребязина В.А., Давий А.О. Изучение потребительского опыта на российском рынке интернет-торговли: тестирование пути потребителя // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – 2020. – № 1. – С. 104–131.

Токарев Б.Е. 37 вопросов, которые должен задать производитель инновационного продукта // Практический маркетинг. – 2013. – № 6. – С. 16–19.

Юлдашева О.У., Наумов В.Н., Шубаева В.Г. Интегрированная модель покупательского пути при совершении онлайн покупок // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2020. – № 1. – С. 56–61.

Шкаровский С.И., Машкин К.В. Проблемы моделирования потребительского поведения // Материалы 25-й Всероссийской студенческой конференции «Проблемы управления – 2017». – М.: ГУУ, 2017. – С. 62–64.

Baik A., Venkatesan R., Farris P. Mobile shopper marketing: assessing the impact of mobile technology on consumer path to purchase // Shopper marketing and the role of in-store marketing. – Emer-ald Group Publishing Ltd. – 2014. – Р. 1–25.

Barry T. The Development of the Hierarchy of Effects: An Historical Perspective, Current Issues and Research in Advertising. – 1987. – V. 10. – P. 251–295.

Deiss R. Why Growth Stalls and Sales Stop https://www.digitalmarketer.com/flywheel/lesson-1/?ref_source=flywheel

Edelman D.C. Branding in the Digital Age https://depositioneerders.nl/wp-content/uploads/2017/01/Branding-in-the-Digital-Age-HBR.pdf

Goodhpe O. Major Classic Consumer Buying Behaviour Models: Implications for Marketing Deci-sion-Making, Journal of Economics and Sustainable Development. – 2013. – Vol. 4, No. 4.

Lang P. Consumer Behavior Models. – Ber-lin, GmbH, 2020.

Lemon K.N., Verhoef P.C. Understanding customer experience throughout the customer journey // Journal of Marketing. – 2016. – V. 80, № 6. – P. 69–96.

Santana S., Thomas M., Morwitz V. The Role of Numbers in the Customer Journey // Journal of Retailing. – 2020. – V. 96, Iss. 1 (March). – Р. 138–154.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.