МИРОВОЙ КОММЕРЧЕСКИЙ КОСМИЧЕСКИЙ РЫНОК: ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ СТРАН И СЕГМЕНТОВ СПУТНИКОВОЙ ИНДУСТРИИ

Ирина Петровна Савельева, Дмитрий Владимирович Кандауров, Наталья Викторовна Правдина, Наталья Сергеевна Дзензелюк

Аннотация


Коммерциализация космической деятельности становится все более значимым трендом в развитии мировой космической индустрии. Данный тренд обуславливает необходимость в трансформации и российского космического рынка. Одним из актуальных вопросов данной трансформации с экономической с точки зрения является вопрос поиска наиболее перспективных рыночных ниш для отечественных факторов космической индустрии. Статья посвящена анализу тенденций на мировом космическом рынке и выявлению наиболее перспективных сегментов рынка. Теоретической основой исследования послужили общие положения теории маркетинга, в том числе концепция сегментирования потребителей и концепция позиционирования на рынке. Методологическая основа исследования включает общенаучные методы (анализ, синтез, дедукция, логический подход, сравнительный анализ), специальные экономические методы анализа (графический метод), а также применение качественных и количественных методов сбора информации. Источниками информации в работе служат действующие нормативно-правовые акты, данные авторитетных зарубежных исследовательских организаций, публикации зарубежных и отечественных специалистов в области космической деятельности. На основе сегментации рынка, принятой в мировой практике, определены тенденции в развитии мирового рынка в различных сегментах. Выделены наиболее быстрорастущие сегменты спутниковых услуг, в том числе сегмент дистанционного зондирования Земли, сегмент широкополосной связи и сегмент мобильной спутниковой связи, включающий услуги по передаче данных для Интернета вещей. На основе оценки выручки, темпов роста выручки и темпов обновления спутников на орбите были определены позиции стран в соответствующих сегментах, лидером среди которых являются США. Результаты исследования могут стать основой для дальнейшего изучения механизмов и бизнес-моделей, используемых различными странами в сфере коммерческого космоса, а также для ориентации действующих участников космической деятельности на наиболее перспективные сегменты рынка.

Ключевые слова


космические услуги; сегментация рынка; позиционирование на рынке; космическая экономика; спутниковая индустрия

Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.