ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ СПРОСА ИННОВАЦИОННОГО ТОВАРА В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ДИФФУЗИИ ИННОВАЦИЙ И ТЕОРИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
Аннотация
Исследования динамики спроса на инновационный товар находятся на стыке теории диффузии, теории жизненного цикла товара, теории распространения информации и управления продажами. В работе рассмотрены исследования в рамках первых двух теорий. Показано, что рассмотренные исследования имеют большое значение для более глубокого понимания процесса распространения инновации на этапе его коммерциализации, но не в достаточной мере учитывают ее особенности.
В связи с этим в работе предложены и обоснованы концептуальные положения управления процессом коммерциализации инновационного товара. В основе положений лежит выделение этапов реализации инновационного товара в соответствии с поступлением информации к потенциальным покупателям. На первом этапе потенциальный покупатель получает сведения об инновационном товаре либо через СМИ, либо через межличностное общение. На втором этапе потенциальный покупатель оценивает возможность его покупки в зависимости от своей платежеспособности. На третьем этапе потенциальный покупатель принимает решение о покупке товара, которое зависит от его психологического типа. На четвертом этапе потенциальный покупатель приобретает инновационный товар. Предложен методический подход к прогнозированию динамики реализации инновационного товара с учетом этапов принятия решения о покупке потенциальным покупателем, обусловленных особенностями коммерциализации результатов инновационной деятельности. Предложен методический подход к расчету емкости
рынка (количество потенциальных покупателей) инновационного товара в зависимости от динамики изменения его цены и с учетом этапов принятия решения о покупке потенциальными покупателями.
Разработан метод определения спроса на инновационный товар в соответствии с информационным обеспечением потенциальных покупателей. Предложенный методический инструментарий для прогнозирования динамики спроса на инновационный товар позволяет уменьшить ошибки прогноза динамики объема реализации инновационного товара и, следовательно, уменьшить затраты, связанные с переоценкой или недооценкой спроса.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Rogers E.M. Diffusion of Innovations. New York, Free Press, 1983.
Tarde G. The laws of imitation. New York, Holt, 1903.
Bandura A. Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood Cliffs: Prentice-
Hall, 1986.
Bandura A. Self-efficacy mechanism in psychobiological functioning. Washington, Hemisphere, 1992.
Bass F.M. A new product growth model for consumer durables. Management Science, 1969, vol. 15, no.
, pp. 215–217.
Mahajan V., Muller E., Bass F.M. New product diffusion models in marketing: a review and directions
for research. The Journal of Marketing, 1990, vol. 54, no. 1, pp. 1–26.
Kolmanovskiy V.B., Rionero S. [On some Models of Innovations Diffusion. Avtomatika i telemekhanika
[Automatics and Telemechanics]. 1999, no. 9, pp. 21–28. (in Russ.)
Serkov L.A. [Synergetic Aspects of Modeling Innovation Processes]. Informatsionnye tekhnologii [Information
Technology]. 2009, no. 3, pp. 56–61. (in Russ.)
Serkov L.A. [Synergetic Analysis of Innovation Processes]. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo
universiteta [Proceedings of the Urals State University of Economics]. 2008, vol. 22, no. 3, pp.
–126. (in Russ.)
Serkov L.A. [Econometric Approach to Investigation of the Innovation Diffusion Process]. Vestnik Ur-
FU. Seriya: Ekonomika i upravlenie [Bulletin of UFU. Series: Economics and Management]. 2010, no. 1, pp.
–83. (in Russ.)
Gurieva L.K. [Theory of Innovation Diffusion]. Innovatsii [Innovations]. 2005, no. 4, pp. 22–26. (in
Russ.)
Bulgakov Yu.V., Zinina O.V. [Computer Modeling of Innovations Diffusion]. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo
aerokosmicheskogo universiteta imeni akademika M.F. Reshetneva [Vestnik SibGAU]. 2011,
no. 4, pp. 217–221. (in Russ.)
Kotler F. Marketing menedzhment [Marketing Management]. St. Petersburg, Piter, 1999. 896 p.
Goldman A., Muller E. Measuring Patterns of Product Life Cycles: Implications for Marketing Strategy.
Hebrew University of Jerusalem, Jerusalem School of Business Administration, 1982.
Semenychev E.V. [On Practical Use of the Concept of Product Life Cycle]. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo
ekonomicheskogo universiteta [Proceedings of the Urals State University of Economics]. 2011,
vol. 37, no. 5, pp. 116–121. (in Russ.)
Semenychev E.V. [Econometric Modeling of the Oil Deposit Life Cycle]. Vestnik VSGTU [Bulletin of
ESSUTM]. 2013, no. 2, pp. 105–111. (in Russ.)
Semenychev V.K., Korobetskaya A.A. [Model of the Product Life Cycle on the Basis of a Rational
Trend of Arbitrary Asymmetry]. Ekonomika i matematicheskie metody [Economics and Mathematical Methods].
, vol. 48, no. 3, pp. 106–112. (in Russ.)
Semiglazov V.A. [Forecasting the Life Cycle of Innovative Products]. Prakticheskiy marketing [Practical
Marketing]. 2006, no. 12, pp. 19–27. (in Russ.)
Sushko D.S. [Modeling of the Product Life Cycle Curves]. Vestnik Universiteta Rossiyskoy akademii
obrazovaniya [Bulletin of the University of Russian Academy of Education]. 2010, no. 2, pp. 128–130. (in
Russ.)
Drozin D.A., Shiryaev V.I. [Sales Management: Model of the Market of one Product Taking into Account
Competition]. Problemy teorii i praktiki upravleniya [Problems of Theory and Practice of Management].
, no. 1, pp. 106–114. (in Russ.)
Drozin D.A., Shiryaev V.I. [System of Retail Sales Management, which Takes into Consideration the
Stores Competitive Capacity]. Programmnye produkty i sistemy [Software and Systems]. 2009, no. 1, pp. 56–58.
(in Russ.)
Baev I.A., Drozin D.A. [Complex Model for Distribution of Information on Innovative Products]. Ekonomika
i matematicheskie metody [Economics and Mathematical Methods]. 2014, vol. 50, no. 1, pp. 91–100. (in
Russ.)
Baev I.A., Drozin D.A. [Mathematical Model of the Dynamics of Innovative Product Sales]. Innovatsii
[Innovations]. 2014, no. 2, pp. 11–14. (in Russ.)
Baev I.A., Drozin D.A. Modelirovanie dinamiki realizatsii innovatsionnogo tovara [Modeling of the
Dynamics of Innovative Products Realization]. Program State Registration Certificate for FSSFEI HPE “South
Ural State University” (NRU). Moscow, 2014. St. reg. no. 2014616070, 10.06.2014.
Baev I.A., Drozin D.A. [Stock Management in the Process of Realization of Innovative]. Vestnik Ur-
FU. Seriya: Ekonomika i upravlenie [Bulletin of UFU. Series: Economics and Management]. 2014, no. 4,
pp. 119–125. (in Russ.)
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.