ПРИМЕНЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ КОНЦЕПЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Владимир Иннокентьевич Набоков, Ольга Александровна Грицова

Аннотация


В современных рыночных условиях повышение конкурентоспособности образовательной органи-
зации определяется не только содержательной стороной профессиональной подготовки специалистов и
внутренними компетенциями высшего учебного заведения, но и напрямую зависит от степени интегра-
ции маркетинга в его деятельность, от осознания объективной необходимости маркетингового управле-
ния как существенного внутреннего ресурса и перспективной концепции развития.
Одним из основных факторов конкурентоспособности вуза является качество образовательных ус-
луг. В условиях развития рыночных отношений, обострения конкуренции на рынке образовательных
услуг, сложной демографической ситуации, а также в условиях проведения государственных реформ в
сфере высшего профессионального образования приоритетной задачей руководства образовательной
организации становится обеспечение качества образовательных услуг. Решение данной задачи возмож-
но при использовании маркетинговой концепции в управлении образовательной организацией.
В итоге своевременность освоения маркетингового подхода к управлению вузом, направленного
на повышение качества образовательных услуг, обуславливает перспективность его изучения и целесо-
образность практической реализации. Но, несмотря на активизацию усилий, направленных на разработ-
ку вопросов маркетинга в деятельности вузов, до сих пор не в полной мере рассматриваются проблемы
практической организации их маркетинговой ориентации и еще реже – вопросы управления с позиции
маркетинга.
В статье проведен анализ проблем функционирования образовательных организаций в современ-
ных рыночных условиях, определено значение маркетинговой концепции при управлении вузом, за-
ключающееся в возможности повышения качества образовательных услуг в результате наиболее полно-
го удовлетворения требований потребителей данных услуг.


Ключевые слова


маркетинговая концепция, маркетинговые исследования; качество образования; потребители образовательных услуг, требования потребителей, управление качеством образовательных услуг

Полный текст:

PDF

Литература


Аналитический доклад по высшему образо-

ванию в Российской Федерации / под ред. М.В. Ла-

рионовой Т.А. Мешковой. – М.: Издательский дом

ГУ ВШЭ, 2007. – 318 c.

Динес, В.А. Интеграция российского выс-

шего образования в европейское образовательное

пространство: опыт и проблемы / В.А. Динес,

П.П. Фролкин // Вестник Саратовского гос. соц.-

экон. ун-та. – 2012. – № 2. – http://cyberleninka.ru/

article/n/integratsiya-rossiyskogo-vysshegoobrazovaniya-

v-evropeyskoe-obrazovatelnoeprostranstvo-

opyt-i-problemy

Набоков, В.И. Значение маркетинговых ис-

следований удовлетворенности потребителей

качеством образовательных услуг вуза / В.И. На-

боков, О.А. Грицова // Экономика. Теория и прак-

тика: материалы II международной научно-

практической конференции. – Саратов: СГТУ,

– С. 93–95.

Набоков, В.И. Маркетинговые исследова-

ния как инструмент оценки качества образова-

тельных услуг вуза / В.И. Набоков, О.А. Грицова //

Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 9.

– С. 551–554.

Набоков, В.И. Маркетинговый подход к

проектированию основных образовательных про-

грамм в образовательном учреждении ВПО / В.И.

Набоков, О.А. Грицова // Экономическая наука в 21

веке: вопросы теории и практики: материалы V

международной научно-практической конферен-

ции. – Махачкала: Изд-во Апробация.РФ, 2014. –

С. 157–158.

Образование: Федеральная служба госу-

дарственной статистики // Информационный

портал. – http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/

rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/

education/#

Российский статистический ежегодник.

: стат.сб. – М.: Росстат, 2012. – 786 с.

Россия в цифрах. 2013: крат. стат.сб. –

М.: Росстат, 2013. – 573 с.

Регистр получателей услуг в сфере занято-

сти и ежедневно обновляемого Общероссийского

банка вакансий // Информационный портал. –

http://trudvsem.ru.

Труд и занятость в России. 2013:

стат.сб. – М.: Росстат, 2013. − 661 c.

Федеральная целевая программа развития

образования на 2011–2015 гг.: постановление

Правительства Российской Федерации от 7 фев-

раля 2011 г. № 61 (в редакции постановления Пра-

вительства Российской Федерации от 20 декабря

г. № 1034). – http://www.fcpro.ru.

Формирование общеевропейского про-

странства высшего образования. Коммюнике

Конференции министров высшего образования.

Берлин 19 сентября 2003. Информационно-

справочный портал поддержки систем управления

качеством. – http://www.quality.edu.ru/

bolonski/megdunarodn/769.

Cor Molenaar. The Future of marketing. I

Cor Prentice Hall, 2002.

Doherty Geoffrey D. On quality in education

// Quality Assurance in Education. – 2008. – Vol. 16,

Iss. 3. – Р. 255–265.

Griffith Stafford A. A Proposed Model For

Assessing Quality Of Education // International

Review of Education. – 2008. – Vol. 54, Iss. 1. –

Р. 99–112. – http://link.springer.com/ article/10.1007/

s11159-007-9072-x

IWA 2-2007. Системы менеджмента ка-

чества. Руководящие указания по применению ISO

в образовании: пер. с англ. – М.: ЗАО Технор-

матив, 2007. – 26 с.

Johnson F. Craig, Golomskiis William A.J.

Quality concepts in education // The TQM Magazine.

– 2000. – Vol. 11, Iss. 6. – Р. 467–473.

Quality in Higher Education / David Andrew

Turner in Comparative and International Education:

A Diversity of Voices. – 2011. – Р. 110.

Parasuraman A. The SERVQAL model, at:

http://www.arl.org/libqual/events/

oct2000msq/slides/parasuraman/sl001

Philip Kotler, Marketing Management. – 11th

Edition, Prentice-Hall, Inc., 2003.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.