ПЕДАГОГ (ПСИХОЛОГ) КАК УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ И МОЛДАВИИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
Аннотация
В статье анализируются положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) и Уголовно-процессуального кодекса Республики Молдова (далее – УПК РМ), регламентирующие участие педагога и психолога в допросах и иных следственных действиях. Цель исследования – выявить сходства и различия в регламентации участия педагога (психолога) в уголовном процессе в России и Молдавии и определить направления совершенствования отечественного уголовно-процессуального законодательства.
Используя общенаучные и частнонаучные методы познания (анализ, синтез, системноструктурный, формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой), автор приходит к выводам о том, что педагог (психолог) должен занять самостоятельное место среди
иных участников уголовного судопроизводства. Особенностью УПК РФ является конкретизация (хотя и чрезмерная) требований, которым должен соответствовать педагог как участник уголовного судопроизводства. При регламентации участия педагога (психолога) в уголовном судопроизводстве общеправовой принцип юридического равенства российским законодателем, в отличие от законодателя Молдавии, не соблюдается: правила участия педагога (психолога) в
следственных действиях в нашей стране необоснованно различаются в зависимости от процессуального статуса несовершеннолетнего участника уголовного судопроизводства и стадии процесса, на которой проводится следственное действие. Законодатель Молдавии более последователен: педагог (психолог) обязан участвовать в допросах всех несовершеннолетних участников уголовного процесса до достижения ими возраста 18 лет; вместе с тем УПК РМ не предусматривает участие педагога (психолога) в иных (помимо допроса) следственных действиях,
что является его недостатком.
В заключение автор указывает на необходимость дальнейшего совершенствования порядка участия педагога и психолога в следственных действиях в российском уголовном судопроизводстве путем закрепления обязательного их участия в вербальных следственных действиях, проводимых с потерпевшими, свидетелями, подозреваемыми, обвиняемыми, подсудимыми, не достигшими возраста 18 лет, как на предварительном расследовании, так и в суде.
Используя общенаучные и частнонаучные методы познания (анализ, синтез, системноструктурный, формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой), автор приходит к выводам о том, что педагог (психолог) должен занять самостоятельное место среди
иных участников уголовного судопроизводства. Особенностью УПК РФ является конкретизация (хотя и чрезмерная) требований, которым должен соответствовать педагог как участник уголовного судопроизводства. При регламентации участия педагога (психолога) в уголовном судопроизводстве общеправовой принцип юридического равенства российским законодателем, в отличие от законодателя Молдавии, не соблюдается: правила участия педагога (психолога) в
следственных действиях в нашей стране необоснованно различаются в зависимости от процессуального статуса несовершеннолетнего участника уголовного судопроизводства и стадии процесса, на которой проводится следственное действие. Законодатель Молдавии более последователен: педагог (психолог) обязан участвовать в допросах всех несовершеннолетних участников уголовного процесса до достижения ими возраста 18 лет; вместе с тем УПК РМ не предусматривает участие педагога (психолога) в иных (помимо допроса) следственных действиях,
что является его недостатком.
В заключение автор указывает на необходимость дальнейшего совершенствования порядка участия педагога и психолога в следственных действиях в российском уголовном судопроизводстве путем закрепления обязательного их участия в вербальных следственных действиях, проводимых с потерпевшими, свидетелями, подозреваемыми, обвиняемыми, подсудимыми, не достигшими возраста 18 лет, как на предварительном расследовании, так и в суде.
Ключевые слова
уголовное судопроизводство, педагог, психолог, несовершеннолетний, допрос, вербальные следственные действия
Полный текст:
PDFСсылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.