СИММЕТРИЙНЫЕ ПОНЯТИЯ В АКТУАЛЬНОМ МЕДИАТЕКСТЕ: СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ НОВЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ

Ирина Николаевна Пономаренко, Дмитрий Анатольевич Ким, Наталья Александровна Сегал

Аннотация


Предлагаемая статья посвящена комплексному анализу симметрийных понятий добро и зло
в структуре единиц медийного лексикона как инструмента усиления аксиологического модуса
интерпретации актуальных социополитических событий. Доказывается, что именно симметрий-
ные понятия создают двуполярность медиатекстов и вариативность интерпретации определен-
ных политических событий. Анализ медиатекстов приводит к выводу, что ценностный модус
симметрийной категории добро / зло в медиатекстах не является закрепленным, что приводит к
дискуссионности суждений, невозможности определить, злом или благом является та или иная
экономическая, социальная или политическая ситуация. Такая особая аксиологичность медиас-
реды меняет структурные координаты исследуемых лексем в языковой системе, трансформирует
их семантическое значение и отражает многополярность и многовекторность современной поли-
тической коммуникации.


Ключевые слова


медиатекст, медиасреда, симметрийная категория, аксиологическая оп- позиция, добро, зло

Полный текст:

PDF

Литература


Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 896 с.

Васильев, А.Д. Слово в телеэфире: очерки новейшего словоупотребления в российском теле-вещании / А.Д. Васильев. – Красноярск: Флинта, 2000. – 224 с.

Вершинин, М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе / М.С. Вершинин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2011. – 253 с.

Гак, В.Г. Языковые преобразования / В.Г. Гак. – М., 1998. – 768 с.

Грабельников, А.А. Средства массовой информации постсоветской России: пятнадцать лет спустя: монография / А.А. Грабельников. – М.:

РУДН, 2008. – 341 с.

Добросклонская, Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиасеть / Т.Г. Добросклонская. – М., 2008. – 203 с.

Клушина, Н.И. Общие особенности публицистического стиля / Н.И. Клушина // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследо

вания / под ред. М.Н. Володиной. – М., 2003. – 289 с.

Костомаров, В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой массмедиа / В.Г. Костомаров. – СПб.: Златоуст, 1999. – 320 с.

Кубрякова, Е.С. Сознание человека и его связь с языком и языковой картиной мира / Е.С. Кубрякова // Филология и культура. – Тамбов:

ТГУ, 2003. – С. 32–34.

Марьянчик, В.А. Аксиологическая структура медиаполитического текста (лингвостилистический аспект): автореф. дис. … д-ра филол. наук / В.А. Марьянчик.– Архангельск, 2013. – 38 с.

Милевич, И.Г. Язык масс-медиа: отражение современных мифов и идеологий / И.Г. Милевич // Respectus Philologicus. – VU KHF, 2003. – № 4 (9). – http://filologija.-vukhf.lt/4-9/doc/Mlevich.doc. (дата обращения 14.04.2020).

Пономаренко, И.Н. Симметрия/асимметрия в лингвистике текста / И.Н. Пономаренко. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2005. – 231 с.

Рогозина, И.В. Функции и свойства медиатекста как гетерогенной когнитивной структуры / И.В. Рогозина // Медиатекст: стратегии –

функции – стиль: коллективная моногр. / Л.И. Гришаева, А.Г. Пастухов, Т.В. Чернышова. – Орел: ООО «Горизонт», 2010. – 128 с.

Сметанина, С.И. Медиатекст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века) / С.И. Сметанина. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 383 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.