ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ОПЫТА И НАУЧЕНИЯ (БИОКОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД)

Елена Александровна Макарова

Аннотация


Динамика познавательных процессов является объектом особого интереса когнитивной лингвистики третьего поколения, чей главный постулат гласит – когниция осуществляется во взаимодействиях между воплощенным сознанием индивида и его окружающей средой, частью которой являются другие люди. В статье доказывается гипотеза о сопряжении ключевых катего-рий биокогнитивной лингвистики – опыта и научения. Анализируется категория опыт, вербали-зованная в английском языке существительным и глаголом experience. Осуществляется анализ словарных дефиниций и контекстуального употребления слова experience. Установлено, что нау-чение связано с опытом, образуя один из концептуальных аспектов категории experience. Науче-ние, сопряженное с опытом, – это целенаправленный процесс преобразования знаний через опыт с целью контроля внешней среды. Научение осуществляется в кругообразном, рекурсивном по-рядке. Каждое новое изменение структур знания детерминировано предшествующим опы-том/знаниями. Результаты исследования могут быть применены при разработке методологии изучения распределенного познания, когнитивной динамики в языковых взаимодействиях. Не-обходимо рассматривать научение в неразрывной связи с опытом при моделировании отношений в сообществах, где научение является целью коммуникативных взаимодействий.


Ключевые слова


опыт, научение, категория, когнитивная динамика, модификации знаний.

Полный текст:

PDF

Литература


Болдырев, Н.Н. Языковые категории как формат знания / Н. Н. Болдырев // Вопросы ког-нитивной лингвистики. – 2006. – № 2. – С. 5–23.

Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Яро-шевский. – Ростов н/Д.: ФЕНИКС, 1998.

Коули, С.Д. Понятие распределенного языка и его значение для волеизъявления // Studia Linguistica Cognitiva 2. Наука о языке в изменяю-щейся парадигме знания. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. – С. 192–228.

Кравченко, А.В. Английский глагол: Новая грамматика для всех / А.В. Кравченко, Т.Л. Вер-хотурова, Л.В. Слуднева и др. – Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 1997. – 275 с.

Кравченко, А.В. Когнитивный горизонт языкознания / А.В. Кравченко. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. – 320 с.

Кравченко, А.В. Что такое коммуника-ция? Очерк биокогнитивной философии языка / А.В. Кравченко // Прямая и непрямая коммуника-ция. – Саратов: Колледж, 2003. – С. 27–39.

Кубрякова, Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитив-ной точки зрения. Роль языка в познании мира / Е.С. Кубрякова. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 560 с.

Лебедев, С.А. Философия науки / С.А. Ле-бедев. – М.: Академический Проект, 2006. – 736 с.

Макарова, Е.А. Лингвистические аспекты взаимосвязи категории EXPERIENCE с категори-ей KNOWLEDGE в современном английском языке: дис… канд. филол. наук: 10.02.04 / Елена Алексан-дровна Макарова; ИГЛУ; науч. рук. Т.Л. Верхоту-рова. – Иркутск, 2008. – 180 с.

Матурана, У. Биология познания. Язык и интеллект / У. Матурана. – М.: Прогресс, 1996. – С. 95–142.

Шатуновский, И.Б. Семантика предло-жения и нереферентные слова (значение, комму-никативная перспектива, прагматика) / И.Б. Ша-туновский. – М.: Школа «Языки русской культу-ры», 1996. – 400 с.

Sharov, A. Semiosis in self-producing systems / A. Sharov. – 2000. – https://www.researchgate.net/ publication/234928417_Semiosis_in_self-producing_ systems (дата обращения 26.08.2020). DOI: 10.1063/1.1291263

Taylor, J.R. Linguistic Categorization. Proto-types in linguistic theory / J.R. Taylor. – Oxford: Cla-rendon Press, 1989. – 270 p.

Vehkavaara, T. Extended concept of knowledge for evolutionary epistemology and for biosemiotics /

T. Vehkavaara. – 1998. – https:// www.researchgate.net/ publication/294571620_Extended_concept_of_ know-ledge_for_evolutionary_epistemology_and_for_ biosemiotics_Hierarchies_of_storage_and_subject_ of_knowledge (дата обращения 10.08.2020)


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.