ТРАНСФОРМАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА НА ФОНЕ ПАНДЕМИИ

Наталья Анатольевна Ванюшина, Ольга Александровна Дмитриева

Аннотация


Эпидемия COVID-19 внесла существенные коррективы в разные области социальной жиз-ни, в кратчайшие сроки преобразовался формат образовательного процесса. В статье рассматри-ваются основные характеристики педагогического дискурса как части институционального, а также изменения в его течении, инициированные пандемией COVID-19. Описываются сущно-стные характеристики педагогического дискурса и их трансформации. Отмечается, что дискурс, реализуемый в учебных заведениях высшего образования, интегрирует признаки учебного и на-учного дискурса, поскольку его клиентами выступают будущие высококвалифицированные спе-циалисты различных предметных областей профессионального знания. Рассматриваются про-блемы, связанные с разным уровнем материально-технической базы участников дискурса, кото-рые отрицательно сказываются на качестве течения образовательного процесса. Авторы отмечают, что пандемия не изменила конечную цель педагогического дискурса, коррективы воз-никли только из-за модификации соотношения реального и виртуального пространства, в кото-ром дискурс проистекает. В связи с этим актуальными становятся вопросы поиска новых тактик организации учебного процесса, а также методов и приемов подачи и контроля усвоения учебно-го материала.

Ключевые слова


Ключевые слова: педагогический дискурс, институциональный дискурс, модус, хронотоп, он-лайн-обучение.

Полный текст:

PDF

Литература


Антонова, Н.А. Стратегии и тактики пе-дагогического дискурса / Н.А. Антонова // Про-блемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. – Вып.7. – С. 230–236. 2. Бейлинсон, Л.С. Функции институциональ-ного дискурса / Л.С. Бейлинсон // Вестник ИГЛУ. – 2009. – № 3 (24). – С. 142–147. 3. Дрянгина, Е.А. Коммуникативные страте-гии педагогического дискурса: обзор работ / Е.А. Дрянгина // Научный журнал КубГАУ. – 2017. – № 131 (07). – С. 1–8. 4. Евтюгина, А.А. Научно-педагогический дискурс как тип институционального общения в образовательной среде педагогического вуза / А.А. Евтюгина // Научный диалог. – 2014. – № 3 (27): Психология. Педагогика. – С. 141–153. 5. Карасик, В.И. О категориях дискурса / В.И. Карасик // Языковая личность: социолингви-стические и эмотивные аспекты: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1998. – С. 185–197. 6. Карасик, В.И. Структура институцио-нального дискурса / В.И. Карасик // Проблемы ре-чевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. – Са-ратов, 2000. – С. 25–33. 7. Карасик, В.И. Характеристики педагогиче-ского дискурса / В.И. Карасик // Языковая лич-ность: аспекты лингвистики и лингводидактики: Сб. науч. тр. / ВГПУ. – Волгоград: Перемена, 1999. – С. 3–18.

Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с.

Каратанова, О.А. Лингвистические реле-вантные нарушения педагогического дискурса: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Ка-ратанова Ольга Анатольевна. – Волгоград, 2003. – 21 с.

Мощева, С.В. К вопросу об интенсифика-ции речевого поведения: межуровневая контами-нация / С.В. Мощева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». – 2020. – Т. 17, № 3. – С. 22–25. DOI: 10.14529/ling200304

Поспелова, Ю.Ю. Педагогический дискурс и его характеристики / Ю.Ю. Поспелова // Вест-ник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2009. – № 1. – С. 307–310.

Ращупкина, К.С. Интерактивная харак-теристика учебного дискурса: автореф. дис. … канд. филол. наук / К.С. Ращупкина. – Великий Новгород, 2010. – 20 с.

Самкова, М.А. Особенности структурной организации учебно-педагогического дискурса / М.А. Самкова // Вестник Челябинского государст-венного университета. – 2013. – № 24 (315). Фило-логия. Искусствоведение. – Вып. 82. – С. 143–147.

Сорокина, Ю.В. Стратегия самопрезен-тации как элемент эффективного речевого воз-действия в рамках педагогического дискурса / Ю.В. Сорокина // Вестник Челябинского государ-ственного университета. – 2014. – № 6 (335) Фи-лология. Искусствоведение. – Вып. 88. – С. 89–92.

Шиукаева, Л.В. Модальность педагогиче-ского дискурса / Л.В. Шиукаева // Евразийский гу-манитарный журнал. – 2018. – № 4. – C. 160–163.

Цинкерман, Т.Н. Коммуникативно-стилевые особенности разновидностей педагогического дис-курса / Т.Н. Цинкерман // Вестник Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2, Языкозн. – 2012. – № 2 (16). – С. 74–79.

Bach, К. Linguistic Communication and Speech Acts / К. Bach, М.R. Hamish. – Cambridge, MA, 1999. 18. Stubbs, M. Discourse Analysis: The Sociolin-guistic Analysis of Natural Language / M. Stubbs. – Oxford, 2000.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.