ДИСКУРС-АНАЛИЗ МЕДИАТЕКСТОВ О СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ КОРПУСНОГО И КОГНИТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Екатерина Сергеевна Баландина, Татьяна Юрьевна Передриенко

Аннотация


В статье изучается медиадискурс, посвященный вопросам системы образования в период пандемии Сovid-19. Медиадискурс позволяет не только анализировать современное состояние общества, но и изучать его проблемы и перспективы развития. Таким образом, целью статьи является описание процесса языкового и когнитивного оформления образования в новых социальных условиях. С помощью метода сплошной выборки авторами был составлен корпус, куда во-шли разнообразные статьи, охватывающие широкий круг вопросов, посвященных организации дистанционного обучения в образовательных учреждениях. Изучение собранного материала стало возможным за счет интеграции методов корпусной и когнитивной лингвистики, дискурс анализа и статистических методов обработки данных. В результате исследования были выделены основные тематические траектории представления процесса дистанционного образования в российских СМИ. Подсчет их процентного соотношения позволил выявить значимые социальные изменения общественного мнения в отношении этого вида обучения. Методы корпусной лингвистики дали возможность составить частотный список лексических единиц, образующих ядро современного медиадискурса. Анализ сочетаемости и выявление их оценочного компонента позволили на лексическом уровне оценить динамику изменения тематической доминанты. С помощью методов когнитивно-дискурсивного анализа авторами были построены ключевые метафорические модели, репрезентирующие особенности восприятия дистанционного образования носителями русской культуры. В заключение авторы делают выводы об изменениях современного медиадискурса, посвященного обзору дистанционного образования в условиях трансформации всего процесса обучения и вынужденного перехода от традиционной модели проведения занятий к другим образовательным технологиям.

Ключевые слова


корпус, когнитивно-дискурсивный анализ, Covid-19, медиатекст, система образования, концептуальная метафора

Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.