КАТЕГОРИЗАЦИЯ И КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАЧЕНИЙ ЛИЦА/ПЕРСОНАЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ МЕСТОИМЕНИЯ Wọ́N В ЯЗЫКЕ ЙОРУБА
Аннотация
Статья посвящена анализу когнитивно-семиотического статуса местоимения wọ́n в системе языка йоруба. Авторы отмечают, что в местоименной парадигме wọ́n занимает позицию неэмфатической формы 3-го лица множественного числа в паре с эмфатической формой awọn и в оппозиции к ней по сути выполняет функцию приглагольного маркера лица, в силу чего в предложении специализируется на выражении грамматической категории подлежащего вне зависимости
от объема значения персональности/имперсональности лица-субъекта. Анализ природы и функций местоимения wọ́n авторы проводят на основе понятия об объективном логическом лице
(универсальном лице) – языковом воплощении обобщенного представления об окружающем мире, включающем все возможные потенциальные объекты живой и неживой природы. В языковом представлении оно репрезентируется через 3-е лицо ('оно'; 'это'; 'нечто'; 'все то, что...'), референция на которое определяет не только частеречную категоризацию, но и возможности актуализации языковой единицы в речи. В статье показано, что местоимение wọ́n в языке йоруба, включая
значение универсального лица, входит в ядро семантической зоны универсального грамматического набора. Авторы указывают на главную особенность местоимения wóṇ в языке йоруба, состоящую в том, что оно может быть десигнатором не только определенной или неопределенной группы людей, но и неопределенно-обобщенных, иногда – обобщенно-определенных сил природы, которые в различных жизненных ситуациях могут мыслиться реальными, наделенными властью над человеком существами. В поле категории лица/персональности и в парадигме лиц местоимение wóṇ является десигнатором одухотворенных «объективных лиц» в силу того, что оно способно актуализироваться с квази-безличным значением и кодировать одновременно неисчислимое множество окружающих «объектов-лиц».
от объема значения персональности/имперсональности лица-субъекта. Анализ природы и функций местоимения wọ́n авторы проводят на основе понятия об объективном логическом лице
(универсальном лице) – языковом воплощении обобщенного представления об окружающем мире, включающем все возможные потенциальные объекты живой и неживой природы. В языковом представлении оно репрезентируется через 3-е лицо ('оно'; 'это'; 'нечто'; 'все то, что...'), референция на которое определяет не только частеречную категоризацию, но и возможности актуализации языковой единицы в речи. В статье показано, что местоимение wọ́n в языке йоруба, включая
значение универсального лица, входит в ядро семантической зоны универсального грамматического набора. Авторы указывают на главную особенность местоимения wóṇ в языке йоруба, состоящую в том, что оно может быть десигнатором не только определенной или неопределенной группы людей, но и неопределенно-обобщенных, иногда – обобщенно-определенных сил природы, которые в различных жизненных ситуациях могут мыслиться реальными, наделенными властью над человеком существами. В поле категории лица/персональности и в парадигме лиц местоимение wóṇ является десигнатором одухотворенных «объективных лиц» в силу того, что оно способно актуализироваться с квази-безличным значением и кодировать одновременно неисчислимое множество окружающих «объектов-лиц».
Ключевые слова
местоимение wọ́n, категоризация, концептуализация, номинация, универсальное лицо, принципы реализации универсальных значений
Полный текст:
PDFСсылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.