КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СИМВОЛИЗМА: ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Оксана Станиславовна Бернат

Аннотация


В статье рассматриваются философско-эстетические принципы символизма,
основанные на личностном (в чем-то интуитивном) постижении идей, чувств, виде-
ний; стремлении к созданию в произведениях искусства условного мира с помощью
языковых элементов. В рамках настоящей статьи раскрывается понятие «лингвис-
тическая эстетика символизма», которое связано с переосмыслением слова как зна-
ка языка в художественном произведении и с преобразованием его [языкового зна-
ка] в единицу иного качества – словесный символ.


Ключевые слова


символизм, поэзия, слово, знак, символ, семантика, лингвистическая эстетика.

Полный текст:

PDF

Литература


Амирова, Т.А. Очерки по истории лингвис-

тики / Т.А. Амирова, Б.А. Ольховиков, Ю.В. Рож-

дественский. – М., 1975. – С. 20–60.

Анненский, И.Ф. Бальмонт – лирик /

И.Ф. Анненский // Книги отражений. – М., 1994. –

С. 150–159.

Асмус, В.Ф. Эстетика русского символиз-

ма / В.Ф. Асмус // Вопросы теории и истории эс-

тетики – М., 1968. – С. 131–168.

Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетиче-

ской деятельности  М.М. Бахтин. // Работы 20-х

годов. – М., 1976. – С. 10–40.

Белый, А. Проблема культуры. Символизм

как миропонимание / А. Белый. – М., 1994. – С. 10–30.

Бердяев, Н.А. Философия свободного духа /

Н.А. Бердяев. – М., 1994. – С. 10–60.

Вендина, Т.И. Введение в языкознание /

Т.И. Вендина. – М., 2001. – 288 с.

Воскресенская, М.А. Символизм как миро-

видение серебряного века / М.А. Воскресенская //

Социокультурные факторы формирования обще-

ственного сознания российской культурной элиты

рубежа XIX–XX веков. – М.: Логос, 2005. – 235 с.

Гурмон, Р. де. Книга масок / Р. де Гурмон. –

Томск: Водолей, 1996. – С. 3–45.

Иванов, Вяч. Две стихии / Вяч. Иванов //

Родное и вселенское. – М., 1994. – С. 140–156.

Леднев, А.В. Русский символизм / А.В. Лед-

нев // Русская литература серебряного века. – М.,

– С. 27–37.

Мережковский, Д.С. О причинах упадка и

новых течениях современной русской литературы /

Д.С. Мережковский. – М., 1982. – С. 266–270.13. Обломиевский, Д.Д. Французский симво-лизм / Д.Д. Обломиевский. – М.: Наука, 1973. –

С. 271–280.

Пайман, А. История русского символизма /

А. Пайман. – М., 1998. – С. 3–50.

Тодоров, Ц. Теория символа / Ц. Тодоров. –

М., 1998. – 427 с.

Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История лите-

ратуры. Кино / Ю.Н. Тынянов. – М., 1977. – 574 с.

Ходасевич, В. Конец Ренаты / В. Ходасе-

вич // Колеблемый треножник. – М.; СПб., 1991. –

С. 260–269.

Шестов, Л. Апофеоз беспочвенности.

Опыт адогматического мышления / Л. Шестов. –

Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1991. – С. 50–75.

Hansen-Löve, A. Der russische Formalismus /

A Hansen-Löve. – W., 1978. – S. 47–54.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.